Это одна из самых древних церковных традиций, ошибочно приписываемая народному фольклору.
Более того, акт прощения ближнего, по канонам христианства, – не единовременная процедура, она – непременное состояние души истово верующего, своего рода одна из гарантий оказаться в царствии небесном.
Что об этом говорится в Евангелии
Евангелие от Матфея приводит изречение Иисуса Христа, касающиеся прощения. Суть постулата сводится к тому, что процедура «амнистирования» обидчиков (любых) – это действо обоюдное: прощающему прощается тоже. И напротив, неспособные прощать сами не прощаемы Господом.
По словам клирика московского храма Сорока мучеников протоиерея Максима Первозванского, традиция просить прощения у ближних зародилась у египетских или палестинских монахов, уходивших перед началом Великого Поста молиться в пустыню. Они не были уверены, что вернутся живыми, поэтому расставались с братией и просили у нее прощения, как в последний раз.
Почему это важно сделать именно перед Великим Постом
Великий Пост – самый продолжительный в году из всех подобных ограничительных периодов в христианстве (48 дней). Истовый христианин в течение этого времени должен проводить время в самоограничениях (касающееся употребления скоромной пищи – только одно из них) и неустанных молитвах. Но, как писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Всевышний всех этих трудов не примет, они будут напрасны, если постящийся не простил кого-либо и бьет земные поклоны с ожесточенным сердцем, с затаенной обидой на людей (или даже на одного человека).
Начать нужно с себя
Развивая мысль архимандрита Иоанна, игумен Нектарий (Морозов) подтверждает, что процесс прощения других необходимо начинать с себя, с осознания своей греховности, потому что неспособность простить есть проявление гордыни, страшного греха. Признав свои недостатки, изменившись, напоминает игумен Нектарий, человек тем самым меняет мир вокруг себя, начинает по-другому воспринимать окружающих и по-иному относиться к ним. Подобное самоуничижение не делает христианина греховнее и слабее – губительно для души не оно, а малодушие и жалость к себе.
Господь прощает лишь виноватых, и найти в себе силы для самоосуждения, признания собственных слабостей и прегрешений – самый верный путь для христианина, жаждущего спасения души.
Как правильнее просить прощения
Протоиерей Всеволод Чаплин разъяснил, как правильно, по православным канонам, провести Прощеное Воскресенье. Необходимо обязательно посетить храм, там служат чин прощения. Желание прийти в церковь должно быть искренним, как и собственно намерение простить кого-либо. Темы прощенных обид в этот день должны быть закрыты, а распри, раздоры и склоки, с ними связанные, невозобновляемы.
Желательно посетить тех, кого прощаешь. Веерная смс-рассылка «прощалок» для подобных целей не годится – это формализирует слишком серьезный процесс, пускает его на поток.
Конкретизировать причину, по которой просят прощения, излишне – люди ее, как правило, и так знают. Истовая молитва за того, у кого просишь прощения, очень важный элемент этой процедуры. Помолиться можно как в храме, так и вне его. В данном случае прежде всего важна искренность, с которой произносится молитва.
Обсуждение закрыто.