Телевизор в жизни людей: Что мы смотрим по тв и как это нас характеризует
Значение телевизора в жизни человека, что можно сказать о человеке в зависимости от того, что он любит смотреть
Телевидение — своего рода универсальный психотерапевт, а телевизор в жизни человека занимает зачастую главное место, то место, которое должно принадлежать любимому человеку или другу. Очень многое можно сказать о человеке в зависимости от того, что он предпочитает смотреть.
Кинофильмы
Кинопоказ остается одной из самых рейтинговых форм телевещания.
Смысл. Те, кто смотрит по телевизору художественные и особенно документальные фильмы, не рискует стать телеманом. Это люди, ценящие свое время и использующие телевизор просто как инструмент.
Ток-шоу
Жанр беседы на телевидении — совершенно парадоксальное явление: десяток дилетантов в студии несколько часов кряду обсуждают проблему, в которой ничего не смыслят, а миллионы таких же дилетантов, прильнув к экранам, следят за этой пустопорожней беседой.
Смысл. Любители «народных» ток-шоу — кандидаты на прием к психотерапевту. А желание позвонить в прямой эфир — это уже просто клинический симптом. Нормальный человек, если болит живот, обращается к врачу, а не звонит в передачу «Народные средства в помощь пищеварению».
Сериалы
На наших глазах разворачивается чужая жизнь. Герои — более или менее картонные, к искусству зрелище отношения не имеет.
Смысл. Те, кто всерьез увлекается сериалами, скорее всего не могут (или ленятся) обустроить собственную жизнь. Недаром продюсеры разделяют сериалы для успешных людей (4-8 серий) и длинные сериалы для всех остальных. В первых, как правило, снимаются «звезды», сюжет лихо закручен, а цена рекламного времени поднимается до заоблачных высот. Во вторых размещают рекламу моющих средств (отсюда название «мыльная опера») и занимают никому не известных студентов театральных училищ. Как ни странно это прозвучит, жесткий запрет на просмотр подобных сериалов мог бы помочь многим людям в корне переменить жизненную ситуацию.
Игры
Игромания может завладеть каждым. Кто выиграет миллион? Люди на экране отвечают на заковыристые вопросы или прыгают с парашютом, а зрители с плохо скрываемым злорадством ждут, когда игроки сделают неверный шаг.
Смысл. Любители интеллектуальных игрищ могут замаскировать свою алчность желанием узнать что-то новое. Те же, кто смотрит «экстремальные» шоу, просто «выпускают пар». Игровые передачи апеллируют к низменным инстинктам: тщеславию, соперничеству, жажде увидеть противника поверженным. В этом и заключается их психотерапевтический смысл: они помогают нам быть менее агрессивными в жизни. Важно только не забывать, что это всего лишь игры.
Путешествия
Ведущие таких программ нередко не владеют иностранными языками, несильны в географии и вообще с трудом понимают, куда попали. Благодаря этому у зрителя создается иллюзия реального путешествия под девизом «если бы я туда поехал, выглядел бы таким же дураком».
Смысл. Опасность телепутешествий заключается в том, что они создают иллюзию знакомства со странами и континентами, которые на самом деле так и остаются неизвестными нам. Реальная поездка за пару сотен километров от дома даст вам гораздо больше, чем чужая кругосветка.
Юмор
Когда смотришь юмористические передачи нашего телевидения, становится смешно оттого, что уже не можешь различить, когда люди на экране шутят, а когда говорят серьезно. Только механический смех за кадром и помогает разобраться.
Смысл. Телевидение избегает сатиры. Его девиз: «Люди хотят расслабиться, забыть о трудностях». На самом деле забыть о проблеме — значит никогда не разрешить ее.
Советы
Телевизионные советы обычно бесполезны. Передачи о ремонте не помогут отремонтировать квартиру, после «кулинарных поединков» не хочется отправляться на кухню, а следование рекомендациям телесадоводов способно на корню загубить урожай.
Смысл. Никудышная хозяйка на полчаса почувствует себя шеф-поваром, а горе-мастер вообразит, будто сам построил дом. Что уже немало.
Новости
Почти 90% зрителей в России смотрят новостные программы несколько раз в день. Значит, их интересуют не новости как таковые, а их убаюкивающая повторяемость. Когда вы впервые узнаете о прогремевшем где-то взрыве, вас охватывает ужас, но когда вы слышите это в десятый раз, в голову приходит мысль: «Хорошо, что это случилось не со мной».
Смысл. Высокий интерес к новостям сигнализирует об общей нестабильности в стране. Берегите нервы — выбирайте итоговые программы раз в неделю. За неделю любая «горячая» новость успевает «остыть», на место эмоций приходит аналитика. Будете в курсе событий и при этом не поддадитесь всеобщей панике.
Спорт
Почти треть аудитории спортивных программ — женщины. Они предпочитают «красивые» виды спорта: фигурное катание или художественную гимнастику.
Смысл. Спортивные программы рекламируют здоровый образ жизни — в этом их польза. Пусть мужчины смотрят футбол, заедая зрелище жирными чипсами с еще более калорийным пивом. Зато женщины, посмотрев гимнастику и пожелав стать похожими на стройных спортсменок, отправятся в спортзал.
Реклама
Многие женщины, хоть они никогда и не признаются в этом, любят смотреть рекламные ролики. Реклама шокирует и восхищает. Там все проблемы решаются мгновенно с помощью одного-единственного чудодейственного средства. Женщины там прекрасны и вечно молоды, мужчины сильны и всегда готовы взять на себя ответственность, а дети послушны и от любой болезни выздоравливают за несколько минут.
Смысл. Реклама превращается в самостоятельный вид искусства. Люди смотрят ролики уже не как потенциальные покупатели, а как ценители мастерства режиссеров, что сулит рекламодателям убытки, а зрителям — экономию на необязательных покупках.
Статья из журнала «Крестьянка» за 2004 год, № 7-8, «Телевизор – наше все».
Обсуждение закрыто.