1992 год в России, в котором выживали как могли
Четверть века, однако. Юбилей. 1992 год оказался одним из самых убойных и беспросветных в постсоветском периоде и первым полным годом так называемой Новой России. Чего стоила только инфляция, достигшая по итогам 2600%.
Одним из самых эпичных моментов во всей этой истории стал указ президента Бориса Ельцина «О свободе торговли», вступивший в силу 29 января и разрешавший частным лицам осуществлять торговлю
«в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления».
По сути — везде. Огромное количество народу, уставшего от задержек по стремительно обесценившейся зарплате, устремилось на улицы с чем попало в руках.
Автор: Алексей Наседкин
Подавляющее большинство торговых толп моментально образовалось в самом центре Москвы, особенно — у «Детского мира», возле Малого театра (до сих пор помню эту сюрреалистическую картину), ЦУМа, а также у любой станции метро.
Спустя менее, чем год там понастроили многочисленные ларьки, в которых можно было купить всё что угодно, от бутылки водки и газового пистолета до слаксов (брюки такие) и казаков. Да-да, в одном из них я в начале 1993-го купил чуть ли ни на последние деньги бордовые казаки. Шик! Впрочем, забегаю вперёд. Основной контингент — пенсионеры, женщины бальзаковского возраста из бюджетной (а другой особо и не было) сферы и разудалые мужички помятого вида.
Расскажу немного про свой личный опыт в «торговом деле». По окончании второго курса института, поняв, что на одну стипендию нормально, а главное весело и продуктивно прожить не получается, при этом, креативить что-то более-менее существенное типа челночества или владения собственной точкой в «Луже», как у тогдашнего Чичваркина, у меня не выйдет по определению (обладаю другими талантами, да), я осторожно решил начать с малого. Не, ну а чего — все побежали и я побежал. Потихоньку.
В моменты пробуждения предпринимательской инициативы я брал с антресоли огромный старый туристический рюкзак (втайне от родителей, конечно), шёл с ним в ближайший магазин «Байкал», где затаривался бутылками с «Фантой» и «Пепси» по 0,33 л (пластиковые «фугасы» появились позже), стоившими там почему-то удивительно дёшево.
Прочувствовав в себе коммерческую жилку, помолясь богу Меркурию и водрузив тяжеленный груз на свои хрупкие студенческие плечи, я со Щёлковской ехал куда-нибудь на Павелецкую, чтобы друзья и знакомые вдруг не увидели (стыдновато всё же) и выкладывал «товар» прямо на парапет возле метро.
И вы знаете, худо-бедно, но покупали. Один раз я даже явился домой с пустым рюкзаком, правда, ещё и потому, что пара бутылок разбилась по дороге. До сих пор помню, как один мужичок, купив у меня бутылочку «Фанты» и тут же на месте испивший её, долго разглагольствовал о том, что это такой ну вот прямо «солнечный» напиток в отличие от брутально-нефтяного «Пепси».
Разумеется, никаким ментам до меня не было никакого дела, ибо разрешений на всю эту лабуду вроде как и не требовалось. Полная, так сказать, свобода предпринимательства. Мечта Медведева, когда-то сдуру пригрозившего «не кошмарить малый бизнес».
Затем я прикинул, что надо бы перейти на палёную водку (в плане продажи, конечно) и барыжить ею в ночное время где-нибудь у трёх вокзалов, но бог, как говорится, уберёг. Тем более, что подвернулась более «интеллектуальная» разновидность подработки — торговля книгами у метро. Это казалось тогда не в пример солиднее, ибо тебе предлагалось два раздвижных туристических столика, аналогичный стул и некое подобие тента. Таким образом получался целый «книжный развал», собственная «точка».
К тому же, это уже не было стихийной торговлей на свой страх и риск, товар поставлял «работодатель». Я же в назначенное время должен был приехать на место, разгрузить книги из мятых картонных коробок и разложить по столам. Это называлось «разложиться» (мда). Ну и торговать насколько хватает задору. Никого, кстати, не парило, что книжная продукция из-за многочисленных переездов туда-сюда выглядела потрёпанной — покупали ещё как! Ибо не было ещё ни «Библио-Глобусов», ни прочих глянцевых «Домов книги» в их современном понимании.
Дневная норма моей прибыли обычно была сравнительно невелика, но оказывала существенную прибавку к зарплате стипендии. Сколько — сегодня и не вспомню. Был повторный опыт в 1996-м, так вот тогда выходило около 50000 рублей в день (не пугайтесь, это всего 50 по нынешним временам). Случались, правда, и «сверхприбыли». Не скрою — ценники на книги я выкладывал далеко не всегда и часто озвучивал стоимость «от балды». Разница — в карман. Ужас-ужас, да. Стыд и позор. А кому легко?
Обстановка зато у метро была живая и непринуждённая. Что твой одесский базар. Помнится, часам к пяти вечера (как раз когда народ начинал топать с работы) подъезжал грузовик и прямо в центре околометрошной площади, минуя любые санэпиднормы, выстраивалась огромная конструкция из пивных ящиков, наполненных модным тогда «Тверским». Тут же образовывалась очередь, вспотевшие в июльском мареве мужики откупоривали драгоценные сосуды, усаживались в тенёк на мраморные парапеты и, не торопясь, распивали часок-другой. Да что там говорить — бухали!
Ну а я с тем «торговым бизнесом» вскоре завязал, нашлись всё-таки более интересные способы пополнения кошелька. Хотя, помнится, как-то зимой 1994-го сидел в палатке с видеокассетами на Арбатской площади. Впрочем, это уже совсем другая история. А 1992-й, несмотря на всю свою несуразицу, неустроенность, многочисленные трудности и проблемы, уже не казался таким страшным.
А каким для вас было то время «свободного предпринимательства»? Как подрабатывали?
Обсуждение закрыто.