Худощавый демон с аристократической осанкой и когтями рептилии, великие канцлер и герцог Преисподней, могущественный маркиз адской империи с головой совы, гремлин-мопс с птичьими крыльями, демон плотских желаний, доверенный советник Люцифера, чье имя фигурирует в записях монастырских экзорцистов, «повелитель мух» с черепом и костями на прозрачных крыльях.
Это далеко не полный список служителей адской империи Люцифера. «Инфернальный словарь» Жака Коллена де Планси (Jacques Auguste Simon Collin de Plancy) – всеобъемлющая по меркам ХIХ века «антология» всех воплощений дьявола.
Автор этой противоречивой книги прошел путь от светского фольклориста-скептика до авторитетного демонолога и ревностного католика. Впервые книга увидела свет во Франции в 1818 году и сразу же приковала к себе внимание читающей публики. Впоследствии словарь неоднократно переиздавался и дополнялся.
Окончательным вариантом инфернальной «энциклопедии» Коллена де Планси принято считать издание 1863 года, превосходно иллюстрированное французским художником Луи Бретоном. Именно эта версия снискала славу авторитетного ориентира в демонологических штудиях, предпринимаемых адептами оккультизма и любителями острых ощущений.
Книга обладает и чисто культурологической ценностью.
По мнению библиографа Эда Саймона, в основе «Инфернального словаря» Коллена де Планси лежит противоречивый синтез Просвещения и оккультизма.
Фронтиспис к изданию 1863 г. «Инфернального словаря» Коллена де Планси
Описывая всевозможных обитателей ада, демонолог дает представление о внешнем облике, сфере «деятельности» и специфике «магической силы» каждого персонажа. Демон Астарот изображен Луи ле Бретоном в виде худощавого человекоподобного существа с рептильными когтями и крыльями гигантской летучей мыши, оседлавшего дракона. Его лицо, описанное Колленом де Планси как «лик очень уродливого Ангела», в изображении Ле Бретона выглядит тонким и изнеженным. Взгляд рассеян и безразличен. На губах играет едва уловимая холодная усмешка. Такое выражение утонченного интеллекта вполне можно было увидеть на лицах философов эпохи Просвещения, с которыми Коллен де Планси неоднократно встречался в Париже во времена своей юности.
Астарота «представляют в образе весьма некрасивого человека с крыльями, как у ангела. Он странствует верхом на драконе и держит в левой руке змею. Некоторые маги говорят, что он властвует на Востоке и покровительствует влиятельным вельможам. Вызывать его нужно по средам… Его считают главным казначеем Ада».
Астарот. «Инфернальный словарь» Коллена де Планси. Издание 1863 г.
Здесь уместна параллель с «демонологией», составленной в XVII веке Доминиканским инквизитором Себастьяном Михаэлисом. В своей классификации демонов, с которыми он столкнулся как экзорцист в печально известном монастыре Лудена, Михаэлис связывает Астарота с новыми рационалистическими философскими течениями. Астарот в толковании Михаэлиса был своего рода инфернальным Рене Декартом, который сбивал монахинь и жрецов монастыря с пути истинного опасными эпикурейскими обещаниями и призывами «делать, что хочешь».
Возможно, для Коллена де Планси, родившегося почти два века спустя, среди конвульсий Великой французской революции, худощавый демон с аристократической осанкой и когтями рептилии, все еще представлял некоторую угрозу «нового знания», ибо Астарот «охотно отвечает на вопросы, которые ему задают о самых сокровенных вещах».
Описание Астарота – яркое подтверждение странности «Инфернального словаря», так как в интерпретации автора образ этого демона построен на своеобразном смешении культурных сил: рационализма и суеверия, систематизации и оккультизма, Просвещения и романтизма.
Коллен де Планси и дьявол. Фронтиспис к «Инфернальному словарю», 1863 г.
Приступая к работе над «Инфернальным словарем», 24-летний вольнодумец Коллен де Планси был прилежным учеником нового рационализма. Он намеревался составить каталог так называемых «заблуждений». Таковым по-видимому, и получилось первое издание книги в 1818 году.
Словарные статьи поначалу были написаны, скорее, с позиций светского человека. Однако в процессе работы над последующими изданиями рационально мыслящий фольклорист все больше и больше вовлекался в соблазн демонологии. Эта разгорающаяся страсть вдохновила его на то, чтобы в 1830 году с энтузиазмом принять католицизм.
Коллен де Планси (1794–1881 г.г.)
В книге представлены описания демонических существ, отражавших христианскую мифологию Средневековья. Отдельные главы посвящены вопросам оккультизма, гаданиям и суевериям.
В работе над словарем Коллен де Парси опирался на труд «Псевдомонархия демонов» Иоганна Вейера, а также на народные суеверия. Некоторые детали описаний – плод фантазии самого автора «Инфернального словаря».
Иллюстрация из «Инфернального словаря» Коллена де Планси
Представляя читателям окончательный вариант «Инфернального словаря» в 1863 году, издатели акцентировали внимание на том, что «ошибки», имевшие место в предыдущих версиях, теперь устранены, а каталог полностью соответствует католическому богословию. В предисловии авторитетно утверждалось, что Коллен де Планси «переработал свои труды, признав, что суеверные, глупые верования, оккультные секты и практики пришли только от дезертиров веры».
Иллюстрация из «Инфернального словаря» Коллена де Планси
В своем словаре, насчитывающем почти шестьсот страниц, Коллен де Планси описывает шестьдесят пять демонов, в том числе фигурирующих в произведениях Данте, Мильтона и других авторов.
«Инфернальный словарь» образца 1863 г. – самая интересная его версия не только с точки зрения текста. Он является блистательным образцом искусства иллюстрации. Описания Коллена де Планси нашли свое жутковатое воплощение в работах талантливого Луи Бретона, чьи блестящие гравюры в стиле Гюстава Доре возносят книгу на небывалую высоту.
Адрамелех
Рассматривать великолепие некоторых из этих иллюстраций интересно и страшновато одновременно. Например, «Адрамелех, Великий канцлер подземного мира, хранитель гардероба повелителя демонов, председатель Высшего совета дьяволов», который «является в виде Мула, а иногда даже павлина». Иллюстрация Луи Бретона изображает Адрамелеха во всем его помпезном величии. В Ветхом Завете этот демон упоминается как Сепарваимское божество, в жертву которому приносились младенцы.
Адмусций
Адмусций – великий герцог Преисподней. У себя в аду он имеет вид единорога, но если его вызывают, он принимает облик человека. Когда ему прикажут, он дает концерты, но сам при этом не является. Слышатся только звуки невидимых труб и других музыкальных инструментов. Он повелевает двадцатью девятью легионами бесов и от силы его голоса «склоняются деревья».
Амон
Амон – ужасный адский зверь с совиной головой, круглыми черными глазами, «великий и могущественный маркиз адской империи», который появляется как «волк со змеиным хвостом». При этом его клюв имеет острые клыки. Он изрыгает пламя. Амон может являться и в облике человека. Коллен де Планси сообщает читателю, что это кошмарное существо «знает прошлое и будущее». Этот демон имеет и положительную черту: он может примирить друзей, пребывающих в ссоре. Под его предводительством – сорок легионов бесов.
Эфиальт
Эфиальт – маленький гремлин-мопс с птичьими крыльями, дикими глазами, сидящий на груди человека подобно «Ночному кошмару» Генри Фюзели. Это своего рода «инкуб, который душит сон».
Генри Фюзели. Ночной кошмар, 1781 г.
У Эвринома «длинные зубы», ужасное тело, изуродованное ранами, и накидка из лисьей шкуры. Ле Бретон изображает Эвринома как козлоподобное зубастое существо, которое скалится на невидимую жертву, как голодный волк, «показывая свои острые зубы». Это – демон Преисподней, питающийся падалью.
Эврином
Бельфегор – демон открытий и изобретений. Он часто является в облике молодой женщины, дарует богатства. Он изображен напряженно сидящим на судне, сгорбившимся, со сморщенным лбом. Демон держит хвост, чтобы не испачкать его в процессе этой весьма недвусмысленной физиологической процедуры. Этому демону приносились человеческие жертвы и человеческие испражнения. Некоторые исследователи предполагают, что его жрецы ели челвеческое мясо.
Бельфегор
Разумеется, интерес Коллена де Планси в «Инфернальной словаре» не ограничивалось описанием испражнений мелких демонов. В сфере его внимания и более «возвышенные» приспешники Сатаны. Асмодей, например, согласно Талмуду, был рожден от суккуба, который спал с царем Давидом, но Коллен де Планси утверждал, что это «древний змей, соблазнивший Еву». Олицетворяющий похоть, Асмодей предстает в виде страшного трехглавого чудовища.
Асмодей
Любопытно поразмышлять о «глупом и неповоротливом демоне» Бегемоте. Это демон плотских желаний (в особенности обжорства и чревоугодия), а также главный адский эконом и виночерпий. Упоминая о его появлении в Книге Иова, Коллен де Планси писал: «Одни комментаторы представляют, что это кит, а другие – что это слон». Впрочем, он часто странствует под видом собаки, волка или лисицы. Луи Бретон решил изобразить Бегемота как двуногого слона, сжимающего свой огромный волосатый живот. Это – своеобразная демоническая версия индуистского божества Ганеши.
Бегемот
Баэль, «первый король ада», имеющий три головы: лягушачья, человеческая и кошачья. К облику этого демона Луи Бретон добавил несколько мохнатых паукообразных лапок. Тем, кто ему поклоняется, Баэль дарует лукавство и способность оборачиваться невидимками. Ему подвластны 66 легионов. Финикийский бог Баал, от которого, вероятно, получил свое имя демон Баэль, был связан со всеми видами идолопоклонства и богохульства.
Баэль
Еще один служитель ада – Бельзевут (или Вельзевул), доверенный советник Люцифера, чье имя фигурирует в записях монастырских экзорцистов. Так как Бельзевут буквально означает «Повелитель мух», Луи Бретон решил изобразить его в облике насекомого, с длинными сжатыми челюстями, жуткими глазами, а также черепом и костями на прозрачных крыльях.
Бельзевут (Вельзевул)
Поразительная изобразительная точность этого насекомоподобного существа делает образ еще более ужасающим. Своим сегментированным туловищем и тонкими лапками он напоминают блоху, увеличенную Робертом Гуком двумя столетиями ранее, – чудовище, придуманное английским эрудитом и демонстрирующее, что кошмары разума и суеверия не так уж далеки друг от друга.
Связь между новыми идеалами Просвещения и старым миром суеверий, породивших этих демонов, во многих отношениях отображала мировоззрение самого Коллена де Планси.
Он родился в 1793 году, всего через четыре года после Французской революции, венчающей эпоху Просвещения. Возможно, в ответ на эти события он добавил аристократическое «де» к своей плебейскоой фамилии. Правда, его дядей по материнской линии был Джордж Дантон, радикальный президент Комитета общественной безопасности, который, как и многие его соратники-якобинцы, в конечном итоге был гильотинирован.
Как и Дантон, Коллен де Планси изначально был приверженцем свободы, равенства и братства, восторженным читателем Вольтера и ревностным рационалистом и скептиком.
В конечном счете автор «Инфернального словаря» примирился с той церковью, которую поначалу отвергал. Его путь к католичеству пролегал через темные и извилистые закоулки демонологии. Как и многие дьявольские химеры, населяющие его словарь, мировоззрение Коллена де Планси состоит из разрозненных частей. Он объединил прямолинейную логику таких философов Просвещения, как Вольтер и Дидро, с хтоническими видениями символистов и декадентских поэтов следующего поколения – Рембо, Бодлера и Верлена.
Коллен де Планси не только убедил себя в том, что демоны реальны, но и развил в себе желание управлять ими с помощью языка, такое же горячее, как и у его предшественников-просветителей.
Автор «Инфернального слваря» был человеком, оказавшимся в заколдованном пространстве между логикой и верой, просветительским светским салоном и Клубом адского пламени. Он слышал крики ужасных монстров, когда писал трезвым пером реалиста.
Русским читателям книга знакома под названием: «Сочинение господина Де Плансо. Тайны ада и его обитатели, или Книга злых духов, волшебства, ворожбы, гадания, заклинаний и пророчеств: репертуар демонов, ведьм, колдунов, привидений: словарь всего таинственного, сатанинского и сверхъестественного: с картинами. и пр». Она была издана в Москве в 1877 году в типографии С. Орлова.
Книга была переведена на многие языки и неоднократно переиздавалась как во Франции, так и за рубежом. Серия остроумных гравюр Луи Бретона, иллюстрирующих книгу, во многом определила огромную популярность этого оригинального труда среди многих поколений читателей.
Курт Зелигманн «История магии и оккультизма», 1948 г.
Швейцарский библиограф Курт Зелигманн упоминает труд Коллена де Планси в своей книге «История магии и оккультизма» как один из интересных памятников не только ХIX века, но и всей эзотерической библиографии в целом. «Инфернальный словарь» представляет несомненный интерес для историков магии и оккультизма, а также для культурологов и коллекционеров.
Публикацию подготовила Юлия Митина по материалам The Public Domain Review.
Обсуждение закрыто.