Египетские иероглифы. Происхождение
Египетский иероглифический алфавит был одной из письменных систем, используемых древними египтянами для представления своего языка. Благодаря их живописной элегантности, Геродот и другие великие греки считали, что египетские иероглифы были чем-то священным, поэтому они называли их «святым письмом». Таким образом, слово «иероглиф» происходит от греческого «святого» и «глифологического» письма.
В древнеегипетском языке иероглифы назывались «слова богов», поскольку считалось, что письмо является изобретением богов. Алфавит состоит из трех основных типов знаков:
логограммы, представляющие слова; фонограммы, звуки; и определители, в конце слова, чтобы помочь прояснить его значение. В результате количество знаков, используемых египтянами, было намного выше по сравнению с алфавитными системами, причем, более тысячи различных иероглифов использовались первоначально, а затем их количество уменьшилось, примерно, до 750 в период Среднего Царства (2055-1650 гг. до н. э.).
Происхождение египетских иероглифов
Как и большинство древних алфавитов, истоки египетских иероглифов плохо изучены. Однако, были выдвинуты несколько гипотез. Те, кто, казалось бы, знакомы с концепцией общения посредством визуальных образов, придумали доисторические охотничьи общины в пустыне Нила. Некоторые из мотивов, изображены на горных породах, а также, обнаруживаются на гончарных сосудах ранних додинастических культур в Египте.
Это особенно заметно в эпоху Нагада II (примерно 3500-3200 гг. до н. э.). В гробницах периода Нагада III (приблизительно 3200-3000 гг. до н.э.) были найдены ранние хорошо сохранившиеся сосуды.
На кладбище Абидоса, в гробнице, был похоронен около 3100 года до нашей эры член местной элиты. Он был богатым человеком, вероятно, правителем, и он был похоронен со своим имуществом, включая сотни банок, скипетр из слоновой кости и другие предметы. Многие из этих объектов были разграблены, и мы смогли узнать о их существовании лишь из-за около 150 сохранившихся ярлыков, которые содержат самую раннюю известную письменность в Египте.
Фактический вид и использование египетских иероглифов
Письмена, найденные в гробнице Абидоса, были вырезаны на маленьких прямоугольниках из дерева или слоновой кости с отверстием в их углу, чтобы они могли прикрепляться к различным вещам. Другие поверхности с письменами, такие как керамика, металл и камень также были обнаружены в ранних королевских гробницах. Папирус, главный переносной инструмент письма в Египте, появляется во время Первой династии (3000-2890 гг. до н.э.): самый ранний сохранившийся пример пустого рулона, найден в гробнице Хемаки, чиновника короля Ден.
Египетские книжники использовали папирус и другие альтернативные письменные поверхности, включая письменные доски, обычно сделанные из дерева. До конца восемнадцатой династии (1550-1295 гг. до н. э.), эти доски были покрыты слоем белой штукатурки, которую можно было промыть и заменить, обеспечивая удобную многоразовую поверхность. Примеры глиняных табличек, которые использовались в Месопотамии в период Позднего Царства (2686-2160 гг. до н. э.), были обнаружены в оазисе Дахла, районе, где были изготовлены различные папирусы.
Еще для письма использовали кость, металл и кожу. Выявлены надписи на коже, относящиеся к Новому Царству (1550-1069 гг. до н. э.), но сохраняемость кожи была намного хуже, по сравнению с папирусом, поэтому нет уверенности в том, что кожа широко использовалась.
В письменах, найденных в Абидосе, представлены различные типы информации: некоторые из них — цифры, другие, как полагают, указывают происхождение товаров, а самая сложная показывает административную информацию, связанную с экономической деятельностью, контролируемой правителем.
В некоторых гробницах знаки, найденные на глиняных и каменных сосудах (а также на прикрепленных к ним ярлыках), были использованы для обозначения принадлежности к их содержимому, вероятно, связанному с налогообложением и другими учетными данными. Знаки на гончарных сосудах становятся все более стандартизованными, и, как полагают, эти знаки на горшках выражают информацию о содержании сосудов (включая их происхождение).
В отношении перехода от раннего династического к позднему династическому периоду (около 3000 г. до н. э.), были найдены примеры написания в контексте царского искусства и в ознаменование царских достижений. В этом случае письмена можно найти на церемониальных масках, погребальных каменных стелах и обетных палитрах: функция этих предметов состояла в том, чтобы почтить память правителей как с точки зрения достижений правителя в их жизни, так и с его взаимоотношениями с различными богами и богинями.
Около 2500 г. до нашей эры найдены самые старые известные примеры египетской литературы, «Тексты Пирамид», выгравированные на стенах пирамид, а затем, около 2000 г. до н. э., появился новый тип текста, известный как «Тексты костей», набор магических и литургических заклинаний, написанных на гробах.
Развитие египетских иероглифов
Поскольку египетское письмо исторически развивалось в течение долгих лет, были разработаны различные версии египетского иероглифического алфавита. В дополнение к традиционным иероглифам, были также два эквивалента: иератический и демотический.
Иероглифический
Это была самая старая версия алфавита, отличающаяся элегантным живописным видом. Эти знаки обычно находятся в памятных надписях и погребальных текстах.
Иератический
Воодушевленные священниками и хранителями храма, которые хотели упростить процесс написания, иероглифы стали постепенно стилизовать и рисовать в иератическом «священническом» алфавите. Считается, что иератик был изобретен и развит более или менее одновременно с иероглифическим алфавитом. Некоторые из иероглифов найдены в гробницах в период 3200-3000 гг. до н. э. и были в форме царских шерехов, или виньеток со стилизованным именем фараона. Некоторые шерехи, написанные на гончарных сосудах, имели иероглифы в скорописном формате, возможно, представляя предшествующую стадию до появления иератики. Иератизм всегда пишется справа налево, в основном на остраке (гончарные черепки) и папирусе, и использовался не только для религиозных целей, но и для публичных, коммерческих и частных документов.
Демотический
Еще более сокращенный алфавит, лишенный какого-либо живописного следа, известного как демотический «популярный», появился в VII веке до нашей эры. Египтяне называли это «записывать документы». За исключением религиозных и погребальных надписей, демотичность постепенно заменяла иератизм. В то время как иератика по-прежнему несет некоторые следы изобразительного иероглифического облика, у демотика нет ярких следов, и сложно связать демотические знаки с его эквивалентным иероглифом.
Легенды о происхождении египетских иероглифов
Согласно египетской мифологии, бог Тот создал письмо, чтобы сделать египтян более мудрыми и укрепить их память. Однако бог Ра не согласился: он сказал, что если человечество станет обладать иероглифами, это заставит людей созерцать их память и историю через письменные документы, а не полагаться на их фактические воспоминания, переданные из поколения в поколение. Письмо, по мнению Ра, ослабит память и мудрость людей. Несмотря на волю Ра, Тот дал приемы письма избранному числу египтян, книжникам. В древнем Египте книжники пользовались большим уважением за свои знания и умение использовать этот дар богов, и эта должность находилась высоко на социальной лестнице.
Последние египетские иероглифы
На протяжении многих лет иероглифы не были разгаданы вообще. В 1798 году Наполеон Бонапарт отправился в Египет со многими исследователями, и они скопировали несколько египетских текстов и изображений. Через год был найден Розеттский камень, указ Птолемея V, с тем же текстом, написанным на греческом, демотическом и иероглифическом письме.
Наконец, Жан-Франсуа Шампольон разгадал тайну. Он идентифицировал имя Птолемея V, написанное на Розеттском камне, сравнивая иероглифы с греческим переводом. Затем он продолжил изучать имена, используя обелиск из Филе (теперь в Дорсете, Англия). На обелиске было написано имя Птолемея и Клеопатры. Это позволило сделать вывод, что древнеегипетское иероглифическое письмо представляло собой смесь символов, представляющих звуки, идеи и слова, а не общий алфавит. Достижение Шампольона в расшифровке «Розеттского камня» раскрыло секрет древней египетской письменности и позволило миру, наконец, прочитать историю Египта.
Исчезновение египетских иероглифов
Во время Птолемея (332 — 30 гг. до н. э.) и римского периода (30 г. до н.э. — 395 г. н.э.) в Египте все большее влияние приобретала греческая и римская культура. К 2 веку н.э. христианство начало вытеснять некоторые из традиционных египетских культов. Христианизированные египтяне разработали коптский алфавит (ответвление греческого алфавита), заключительный этап в развитии египетского языка, используемый для представления своего языка.
Примеры полного 32-буквенного коптского алфавита записаны еще в 2 веке н.э. Его использование не только отражает расширение христианства в Египте, но также представляет собой крупный культурный разрыв: коптский был первым алфавитным шрифтом, используемым на египетском языке. В конце концов, египетские иероглифы были заменены коптским шрифтом. В коптском алфавите сохранилось лишь несколько признаков демотического письма. Письменный язык старых богов погрузился в небытие почти на два тысячелетия, пока не свершилось великое открытие Шампольона.
Обсуждение закрыто.