Выдающиеся россияне, которые были крепостными
Среди крепостных крестьян было много талантливых людей. Встречались и настоящие самородки, которыми восхищались не только в России, но и в Европе. Порой их судьба складывалась непросто, но случай и участие сильных мира сего помогало им реализовать свои дарования.
Из суфлеров — в актеры
Михаил Щепкин родился в семье графского камердинера. Хозяин выделял отца Миши, Семена Григорьевича, из сонма прислуги и всячески содействовал его карьере. Вскоре после рождения Михаила Щепкина-старшего переводят в управляющие всех имений.
Михаил Семенович Щепкин.
Мишу с пяти лет обучают грамоте, благодаря чему он успешно заканчивает четыре класса губернской школы. Еще будучи учеником, Михаил демонстрирует талант актера, принимая участи в школьных спектаклях. По окончании школы юноша поступает в Народное училище и всерьез увлекается театром.
Поначалу он выполнял черную работу — переписывал роли, суфлировал во время спектаклей. Три года верной службы научили его многому, ведь он видел игру настоящих актеров и учился. А уж к учебе он тяготел всем сердцем. Сам Богданович, известный в те времена поэт, снабжал его книгами.
В 1805 году Михаил Щепкин дебютировал на сцене с небольшой ролью — почтарь в спектакле «Зоя». Публика приняла его благосклонно, и это окрылило юное дарование. Граф Волькенштейн позволил семнадцатилетнему юноше вступить в профессиональную труппу, игравшую в Курске. Театр Барских гастролировал по всему югу.
Щепкин в роли Фамусова.
Поменяв несколько театров, Щепкин попадает в Полтаву. И там в 1821 году он получает вольную. К тому моменту у него уже было двое сыновей и четыре дочери. Их, а также мать Михаила и его супругу также освобождают от крепостной повинности. В 33 года талантливого актера зовут играть в Московские Имперские театры. За всю свою жизнь он сыграл больше 600 ролей, выступал в разных амплуа и неизменно восхищал зрителя своей способностью сживаться с героем, срастаться с ним душой. Михаил Щепкин умер в возрасте 74 лет, играя до последнего дня.
Сегодня этого великого актера считают родоначальником, отцом уникальной и самобытной русской актерской школы.
Архитектор Андрей Воронихин
По слухам, которые опровергают сегодня потомки великого архитектора, Андрей Воронихин был внебрачным сыном графа Александра Строганова. Так это или нет, в любом случае, президент Санкт-Петербургской Академии художеств (эту должность занимал долгое время Строганов) заприметил тягу к рисованию у пятилетнего крепостного мальчугана. Поэтому и направил его в иконописную мастерскую.
Портрет Андрея Воронихина.
В процессе обучения Воронихин проявляет способности к миниатюре. Затем он знакомится с архитектором Баженовым и переквалифицируется в зодчие. Граф забирает Андрея из села и перевозит в Петербург, где юноша продолжает свое обучение, живя в доме Строганова. Подружившись с наследником своего покровителя, он ездит по России и Европе, учится языкам и математике у иностранных гувернеров. В возрасте 26 лет он получает вольную.
Во время пребывания Павла Строганова и Андрея Воронихина в Париже началась Революция. Гувернер юношей активно участвует в ней. Граф приказывает сыну и воспитаннику вернуться в Москву, а их учитель Жильбер Ромм остается во Франции. Гувернера ждала печальная участь — его, как и многих других революционеров, судят и отправляют на гильотину.
Вернувшись в Санкт-Петербург, Андрей создает проект реконструкции и отделки дворца Строганова, полностью изменяя интерьер. В итоге получается строгий классический дизайн, который нравится заказчику. Затем следуют и другие проекты, в том числе колоннады в Петергофе, за который Воронихин удостаивается звания академика архитектуры.
Собор иконы Казанской Божией Матери.
Зодчий участвует в разработке проектов отделки Зимнего и Константиновского дворца, Горного Института. Однако самое известное детище крепостного Андрея Воронихина — Собор иконы Казанской Божией Матери. Этот проект выиграл в конкурсе среди множества других, и сегодня здание, построенное по нему, является одной из жемчужин русской архитектуры XIX века.
Кипренский – вольная в подарок сыну
Помещик А.С. Дьяконов, как часто водилось в те времена, не обделял своим вниманием дворовых девушек. Плодом одного такого увлечения и стал мальчик Орест, родившийся в 1782 году. Женщину с маленьким ребенком выдали замуж за крепостного Адама Швальбе.
Биологический отец не заботился о своем внебрачном отпрыске, и единственный подарок, который тот получил на свое шестилетие, стала вольная. Отчим же хорошо относился ко всем детям, не делая разницу между приемным сыном и родными, которых в браке с матерью Ореста родилось пятеро.
О. Кипренский, «Портрет отца. Адам Карлович Швальбе».
Мальчик после получения вольной был определен в Воспитательное училище при Имперской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Юноша демонстрирует свой талант, за что его награждают сначала малой, а затем и большой золотой медалью Академии. В награду также полагался грант для обучения за рубежом, которым юноша и воспользовался.
Талант Кипренского был такой мощный, что с портретом отца вышел небольшой казус. Итальянцы приняли его за неизвестную работу Рембрандта. После обучения в Италии Орест Адамович вернулся в Петербург, а затем снова уехал в солнечную страну, где оставил на воспитание монахиням дочку своей любовницы, оставшуюся сиротой.
О. Кипренский, «Портрет Дениса Давыдова».
Кипренскому позировали Гёте, Пушкин, Жуковский и баснописец Крылов, знаменитый гусар Денис Давыдов и князь Трубецкой. Даже сам Александр I не гнушался быть изображенным бывшим крепостным. При этом художник писал портреты и «для себя». На них изображены обычные итальянцы, калмыцкие и неаполитанские дети. Все эти портреты сейчас находятся в лучших картинных галереях и частных собраниях.
Русские «да Винчи» Черепановы
Отец и сын Черепановы принадлежали семье Демидовых. Поскольку у помещиков было принято крепостных рабочих приписывать к определенному производству, Ефим Черепанов и его сын Мирон «числились» за чугуноплавильным Выйским заводом. Причем сына приняли на работу в контору, поскольку он отличался грамотностью.
Демидовы командировали отца и сына в Англию и Швецию, где те должны были изучать передовой опыт в машиностроительной и железнодорожной отраслях. Ведь Черепановы были талантливыми инженерами-самоучками. Они создали за свою жизнь более двух десятков паровых механизмов, за которые и получили вольную.
Макет паровоза Черепановых.
Однако главным их изобретением считается первый российский паровоз. Он не нашел широкого применения на фабриках Демидовых, однако заслуг Черепановых это не умаляет. Ведь в отличие от художников и актеров, о которых речь шла выше, эти крепостные пробивали себе путь самостоятельно, не пользуясь ничьим покровительством.
Гениальная крепостная Шереметьева
Прасковья Жемчугова родилась в семье кузнеца. Ее отец стал крепостным обер-камергера Императорского двора Петра Шереметьева, перейдя в собственность графа после женитьбы. Параша обладала удивительным голосом, и девочку с семи лет готовили к выступлениям на сцене крепостного театра. Помимо игры на фортепиано Прасковья Ковалева (Жемчугова — псевдоним) изучала иностранные языки.
Полина Ковалева-Жемчугова.
Талант девушки не остался незамеченным даже среди монарших особ. Екатерина II, пораженная уникальным сопрано Прасковьи, подарила ей перстень с бриллиантом. Девушка болела туберкулезом и вынуждена была рано сойти со сцены. Но граф не оставил ее прозябать в нищете. Он дал ей вольную и женился на талантливой актрисе.
Иван Аргунов: художник, писавший портрет императрицы
Иван Петрович Аргунов не получил специального художественного образования. Он случайно попал в атмосферу, благоприятствовавшую развитию его таланта, благодаря дяде, который был управителем в семье Шереметьевых. Изначально Иван выполнял мелкие поручения, параллельно обучаясь живописи у своих братьев и Г.Х. Гроота — придворного художника императорской семьи.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны кисти Ивана Аргунова.
Аргунов стал не только управляющим Миллионного дома Шереметьевых, но и их личным портретистом. Помимо семьи графа он также писал парадные портреты других вельмож. Благодаря своему таланту он даже удостоился чести писать портреты российских императриц Екатерины II и Елизаветы Петровны.
Обсуждение закрыто.