Вера Ивлева (урожденная Кислаева) родилась в 1943 г. в семье, не имеющей никакого отношения к миру искусства, но и она, и ее брат-близнец Александр с юности мечтали об актерской профессии. После школы они вместе решили поступать в театральный вуз, но оба провалили экзамены. Вторая попытка тоже оказалась безуспешной. С третьего раза Веру приняли в Щепкинское училище, а вот ее брату так и не удалось осуществить свою мечту.
Однокурсники Веры рассказывали, что во время учебы она была настоящей звездой – когда она сдавала курсовые экзамены, на ее комедийные постановки собирались посмотреть полные залы. В 1967 г. она окончила училище и начала свою театральную карьеру – сначала в Московском областном театре им. А. Островского и Театре миниатюр, потом – в «Ленкоме», где задержалась до 1995 г.
В 22 года Вера Ивлева начала сниматься в кино, но ее первые эпизоды были такими крохотными, что имя актрисы даже не упоминалось в титрах. Спустя год она получила предложение сыграть в «Сказке о царе Салтане». И хотя ей снова досталась эпизодическая роль, на этот раз она не осталась незамеченной – созданный Ивлевой образ Ткачихи получился очень колоритным.
Самой яркой ее ролью стала Фима Собак в «12 стульях» Марка Захарова. В кадре Ивлева выглядела лихой и самоуверенной, а в жизни была совсем другой. Ее дочь Ольга вспоминала:
«Она рассказывала, как на съемках «Двенадцати стульев» ей пришлось курить в кадре: «Это был кошмар, думала, умру». Сигаретного дыма не переносила, начинался приступ кашля. Алкоголь, кстати, тоже терпеть не могла, поэтому почти никогда не участвовала в театральных посиделках… О главном режиссере «Ленкома» Марке Захарове мама говорила: «Он – гений!».
Вера Ивлева понимала, что со своей внешностью, далекой от общепринятых стандартов красоты, она не может рассчитывать на роли героинь, но не претендовала не только на них, но даже на характерные роли. Ее скромность и нерешительность оказали ей медвежью услугу в профессии – она не умела просить и обращать на себя внимание, поэтому нередко оставалась без ролей.
Дочь актрисы Ольга рассказывала об одном фатальном эпизоде, по которому можно судить о характере актрисы:
«Мы жили в бараке в Куркино. Однажды под нашими окнами остановилась «Волга», через несколько минут в дверь постучали. Мама картошку чистила. Неприбранная, в застиранном фартуке. Открыла дверь, там две женщины. Представились ассистентками Эльдара Рязанова, сказали, что режиссер предлагает роль в своем новом фильме и надо прямо сейчас проехать с ними на «Мосфильм». А мама, устыдившись своего вида, бедности, в которой живет, залепетала, что ей некогда. Дамы переглянулись и уехали. Позже мама узнала, что речь шла о фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!», а ее Рязанов видел в роли подруги главной героини – в итоге ее сыграла Лия Ахеджакова. На ее месте могла оказаться мама. Но увы…».
Когда дочь Веры Ивлевой собралась поступать в театральный, актриса встретила это решение в штыки – она знала, какой жестокой и безрадостной может быть актерская судьба, ведь признания и успеха добиваются лишь единицы, а остальные годами ждут ролей, оставаясь без работы. Такая участь постигла и ее саму. В 1990-е у нее была только второстепенная роль в одном спектакле, ее приглашали в другие театры, но она была предана «Ленкому». Только незадолго до смерти она призналась, что пожалела о своем решении – возможно, тогда ее творческая судьба сложилась бы по-другому.
Знакомые называли ее невезучей – она работала с лучшими режиссерами, но не получала главных ролей, снялась в фильмах, которые стали классикой советского кино, но не стала известной, обладала ярким комедийным талантом, но не смогла реализовать его в полной мере. В личной жизни Веру Ивлеву тоже преследовали неудачи: ее первый брак с военным распался из-за того, что муж потребовал сделать выбор между театром и семьей. И хотя у них росла дочь Ольга, это не удержало актрису – отказаться от своего призвания она просто не могла.
В гражданском браке с художником-гримером Наумом Маркзицером Вера Ивлева прожила 7 лет. Они были счастливы вместе, но когда в 1980-х гг. на волне еврейской эмиграции супруг решил уехать из СССР, актриса наотрез отказалась следовать за ним. Самой большой и яркой своей любовью Ивлева называла Якова Левитана, с которым она встречалась на протяжении 7 лет. Однако и этот союз распался – на этот раз из-за алкогольной зависимости супруга.
В последние годы актрису словно преследовал злой рок. Знакомые говорили, что смерть ходила за ней по пятам. Черная полоса началась в 1995 г., когда 52-летней актрисе пришлось уйти из театра из-за того, что ей больше не предлагали ролей. Декорации спектакля «Тиль», в котором она была задействована, сгорели, и Марк Захаров закрыл постановку. Потом Ивлева попала под колеса машины, правда, в тот раз отделалась легким испугом. Через несколько месяцев она перебегала дорогу в неположенном месте и ее снова сбила машина, после чего актриса оказалась в больнице с множественными травмами и сильным ушибом головы. На фоне последствий аварии у Ивлевой обострились давние болезни – астма и малокровие, а также появились симптомы нервного заболевания, спровоцированного ушибом головы.
8 января 1999 г. Вера Ивлева не вернулась домой. Родные выяснили, что накануне, в Рождество, она сходила в церковь – а потом пропала без вести. Ее тело нашли только спустя 2 месяца, когда сошел снег, в лесополосе за городом. Предположительно, актрису сбила машина, на этот раз насмерть. Водитель, испугавшись ответственности, отвез ее тело за город и закопал в снегу. Хоронить Веру Ивлеву пришлось в закрытом гробу – тело сильно обглодали животные. А убийцу актрисы не нашли до сих пор…
Обсуждение закрыто.