Привет из Японии.
Похоже, что мы уже никогда точно не узнаем, как появилась на свет матрёшка: какой-то гениальный умелец придумал её самостоятельно или только зорко подметил и претворил в жизнь идею, давно гулявшую в народе.
Наиболее часто пересказывается следующее: в конце XIX века один из членов большой семьи промышленников Мамонтовых то ли увидел, то ли привёз из Японии фигурку тамошнего святого мудреца Фукурумы (Фукуруджи, Фукурокудзю), который имел внешность старика с вытянутой вверх и совершенно лысой головой. Изделие разнималось, и внутри оказывалась другая фигурка. Всего их было пять.
По этому образцу в московской игрушечной мастерской «Детское воспитание», что в Леонтьевском переулке. 7, и была сотворена игрушка.
С датой рождения матрёшки сложнее. Одни историки называют 1893-1896 годы, ссылаясь на отчёты и доклады Московской губернской земской управы, где упоминается именно этот период, другие считают более вероятным 1898 или 1899 год.
Эскиз диковинки нарисовал художник Сергей Малютин, а выточил фигурку на станке токарь Василий Звёздочкин. Последний, кстати, был уроженцем известной искусными токарями Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии.
Нет единого мнения и о том, из скольких фигурок состояло то изделие.
Токарь в воспоминаниях утверждает, что первоначально изготовил две матрёшки — 3-й 6-местную, а в Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится 8-местная, она считается самой-самой первой. Но в ней нет чередования кукол по признакам пола, а ведь именно так, считают некоторые, была сделана самая первая матрёшка. Мол, на ней была первой нарисована девушка в городском простонародном костюме — цветастом сарафане с передником и в платочке, — держащая в руках петуха. Следующая имела вид паренька, а самая последняя изображала младенца.
Вышла в люди матрёшка в апреле 1900 года, когда была выставлена на Всемирной выставке в Париже и удостоилась золотой медали.
«Игрушечная столица» России
К слову, появление в России матрёшки именно в канун XX века было вовсе не случайно. Страна переживала промышленный и культурный бум. В верхах российской интеллигенции стало входить в моду народное искусство. На средства как земства, так и меценатов организовывались художественные кружки и мастерские.
В 1904 году московская игрушечная мастерская «Детское воспитание» закрылась. Весь её ассортимент «унаследовала» земско-показательная мастерская в Сергиевом Посаде, который стал «игрушечной столицей». В этом же году из Парижа был получен заказ на изготовление большой партии матрёшек. Интерес к этой игрушке подогревался своеобразной модой на всё русское во Франции. Начался массовый вывоз матрёшек за границу.
Поспособствовали известности матрёшки ежегодные ярмарки в Лейпциге, а с 1909 года она стала привычным экспонатом на Берлинской выставке и ежегодном базаре кустарных изделий в Лондоне. Матрёшку показывали на передвижной выставке, организованной Русским обществом пароходства и торговли, в Греции, Турции, странах Ближнего Востока.
Производство матрёшек росло. На них рисовали женщин и девушек, юношей и стариков, целые семьи со всем набором родственников, а также жениха с невестой, бояр и купцов. Известны тематические серии, посвящённые событиям 1812 года и столетию со дня рождения Н. Гоголя. Не остались без внимания персонажи произведений А. Пушкина, «Конька-Горбунка» П. Ершова, русских сказок и былин. Общее тогда увлечение русской историей породило серии матрёшек в виде древнерусских богатырей. Не был забыт и атаман Степан Разин со своими сподвижниками и персидской княжной.
Увеличилось и количество вкладышей — до 24, а в 1913 году токарь Булычёв изготовил уже 48-местную матрёшку.
Матрёшку стали делать в Семенове, Меринове и Полховском Майдане Нижегородской области, Твери, Хотьково Московской области, Новокузнецке Кемеровской области и Вятке.
А был ли Фукурума?
Японское происхождение нашей матрёшки бездумно тиражируется, словно навязывается в качестве единственно верного. В самой же Японии некоторые исследователи утверждают, что идея изготовления вложенных друг в друга игрушек, расписанных под лысого мудреца Фукуруму, принадлежала… русскому монаху, жившему на острове Хонсю. Его фигурки изображали родовых предков.
Противоречит японскому следу и следующий факт: в 1911 году на Лейпцигской ярмарке выставлялась японская подделка, которая представляла собой практически точную копию Сергиевской матрёшки («пиратская копия»?!), что заметили специалисты.
Ни художник Милютин, ни токарь Звёздочкин вообще не упоминают о Фукуруме. Сомневался в нём и директор Музея игрушки в Сергиевом Посаде Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931 годы), указывая, что японские кокэси (деревянные куклы) в принципе своего построения не похожи на матрёшку.
Специалисты указывают, что фигурка восточного мудреца не является исконной для Японии, её следы ведут в Китай и Индию, а оттуда к их корням — индоевропейской цивилизации. В последней популярна идея множественности миров и человеческих сущностей, которые заложены друг в друга по принципу матрёшки.
Да и российские умельцы вовсе не нуждались в иноземной подсказке, ведь уже много веков они умели изготавливать деревянные разъёмные изделия, например пасхальные яйца. А от них до матрёшки — один шаг. Принцип изготовления при этом остаётся неизменным, как и приёмы давнего токарного искусства. Это куда более похоже на правду.
Что в имени её?
Почему матрёшка названа именно так? Говорят, кто-то из друзей Мамонтовых при виде первой игрушки воскликнул: «Похожа на Матрёну!…» — и куклу стали звать матрешкой.
В то время имя Матрёна было очень популярным и распространённым в России. По-народному — Матреша, Матюша, Матуся, Мотя, Мотря, по-церковному — Матрона. В переводе с латыни mater — «мать», а «матрона» — «госпожа», «знатная женщина». В индуистской мифологии Ма-три — «мать», женская персонификация творческой энергии великих богов Брахмы, Вишну, Шивы, Индры. Сканды и прочих. Число их колебалось от семи до шестнадцати.
А матрёшка — тоже «мать», она символизирует собой семью и содержит в себе много «сущностей». Впрочем, матрёшка на самом деле является матерью: именно она «породила» другую известную игрушку — ваньку-встаньку. Кто-то додумался вставлять в нижнюю, более массивную часть кукол металлический груз, превращая их в неваляшек.
Так ли это было на самом деле, сказать нельзя. Но одно можно утверждать точно: имя игрушке выбрано очень удачно, народ с ним не ошибся. Теперь оно известно всей планете.
Макрошечка, микрошечка и другие
За границей много поклонников русской матрёшки. Известны крупные коллекции в Австрии, а в США есть коллекция, в которой свыше шести тысяч этих игрушек.
Чаще матрёшка делается 3-, 7-, 15-местной, но это далеко не предел. На Международной выставке в Монреале в 1967 году была выставлена 50-местная игрушка. Правда, над ней потрудился тогда не один человек, а целый завод.
А в 1970 году русская матрёшка оказалась в Книге рекордов Гиннесса: тогда семёновские мастера-игрушечники изготовили истинное чудо — 72-местную матрёшку. И каждая в оригинальном, неповторимом наряде! Очевидцы говорят, что толщина стенок каждой фигурки составляла половину миллиметра (?!) и они буквально просвечивались. Самая большая кукла имела высоту всего метр, а ширину — вполовину меньше. Эта уникальная матрёшка демонстрировалась на Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства самодеятельных художников и мастеров.
В фондах же Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Это вообще что-то умопомрачительное!…
А народный умелец наших дней Анатолий Коненко изготовил из слоновой кости матрёшку высотой 4 миллиметра, а самая маленькая в ней — четвёртая по счету — всего 1, 1 миллиметра. Эта микрошечка в 2010 году демонстрировалась на выставке в омском музее.
Порой самой большой матрешкой в мире — макрошкой! — называют фигуру высотой 30 метров в Маньчжурии (Китай).
Второе рождение
Своё второе рождение матрёшка получила во второй половине 80-х годов прошлого века. Благодаря падению железного занавеса и обилию иностранных туристов игрушки пошли нарасхват и сделалась популярным товаром. Стали востребованными политические матрёшки, изображавшие российских генеральных секретарей, президентов страны с заметным портретным сходством. Делались «именные» матрёшки — с лицом заказчика (!), иные расписывались под хохлому или гжель. Прилавки магазинов, уличные ложи были заполнены такими изделиями.
Но постепенно традиционные каноны стали преобладать, умельцы всё чаще обращались именно к ним. Теперь уже большая часть матрёшек имеет «классический» вид: женский облик, сарафан, передник, платок на голове. Их производством занимаются Москва, Санкт-Петербург, Сергиев Посад и другие крупные города.
Матрёшка давно уже известна на весь мир, а после установления контактов с иноземными мирами, возможно, и в космические дали гости повезут нашу игрушку…
Обсуждение закрыто.