
С 8 по 10 октября 2024 года в Душанбе развернулась настоящая дипломатическая интрига — сразу три ключевых события подряд определили новый раунд отношений между государствами постсоветского пространства. Президент России Владимир Путин, сопровождаемый внушительной делегацией, в которую входили два десятка официальных лиц, включая вице-премьеров, прибыл в Таджикистан. Его визит оказался не просто рабочим — каждый из трех дней привнес в общий политический контекст напряжение и знаковые решения.
Триумвират интересов: Таджикистан, Россия и горячая точка миграции
Первым пунктом повестки стал государственный визит Владимира Путина в Таджикистан, начавшийся вечером 8 октября. На следующий день в столице республики стартовал второй саммит в формате "Россия — Центральная Азия", где наравне с Россией повестку определяли Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Интересно, что этот формат превратился в платформу для диалога в том числе и с такими внешними центрами влияния, как Китай, Германия, страны Персидского залива и даже США.
Завершающим аккордом стал саммит Совета глав государств Содружества Независимых Государств (СНГ), собравший за одним столом лидеров и глав правительств всех государств-участников. Среди них: Президент Азербайджана Ильхам Алиев, Президент Белоруссии Александр Лукашенко, премьер-министр Армении Никол Пашинян, а также лидеры всех стран Центральной Азии — Касым-Жомарт Токаев (Казахстан), Садыр Жапаров (Киргизия), Эмомали Рахмон (Таджикистан), Сердар Бердымухамедов (Туркменистан) и Шавкат Мирзиеев (Узбекистан).
В рамках официальных мероприятий Россия и Таджикистан подписали 16 соглашений, два из которых особенно выделялись: одно — о правовом статусе представительств МВД для урегулирования миграционных процессов, второе — о медицинском освидетельствовании мигрантов из Таджикистана, приезжающих в РФ. Контекст этих решений был драматичен: после трагедии в "Крокус Сити Холле" (теракт со смертельными жертвами), где были задержаны выходцы из Таджикистана, российская сторона ужесточила миграционное законодательство. Душанбе в ответ неоднократно выражал обеспокоенность и даже советовал своим гражданам временно не посещать Россию, учитывая массовые отказы во въезде.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, встречаясь с Путиным, подчеркнул конструктивный характер диалога между странами. Путин напомнил: более миллиона таджиков трудятся в России, их права и условия жизни находятся в постоянном фокусе. Обе стороны подходят к проблеме прагматично, несмотря на давление общественных настроений после мартовского теракта. Стоит отметить, что в отличие от предшествующих переговоров лидеры не затрагивали тему Афганистана, где после прихода к власти движения "Талибан" (организация запрещена на территории РФ) сохраняется опасное напряжение.
Владимир Путин и Ильхам Алиев: авиакатастрофа, ультиматумы и неприятные компромиссы
Кульминацией саммита в Душанбе стала двусторонняя встреча Владимира Путина и Ильхама Алиева. Их личный контакт не состоялся целый год, а ситуация после трагедии с самолетом авиакомпании AZAL в Актау оставалась взрывоопасной. Причины катастрофы до сих пор расследуются Казахстаном, но в Баку уверены — всему виной ошибка российской системы ПВО, которая в тот момент отражала атаку беспилотников недалеко от Грозного.
Алиев требовал от Кремля формальных извинений, компенсаций семьям погибших и наказания виновных. На фоне усиленной мишени российской системы ПВО, самолет мог быть сбит "по ошибке", а остатки от ракет стали смертельной ловушкой для экипажа. Путин в ходе встречи, не медля, вновь выразил сострадание, объяснил технические и военные аспекты трагедии, пообещал скорейшую компенсацию, подчеркнув, что "следствие должно дойти до конца". Окончательный вывод, по его словам, сделать еще не время — но Москва не уклонится от ответственности.
Парадоксально, что накануне именно Алиев первым вновь позвонил Путину с поздравлением — знаковый жест на фоне предыдущей ледяной войны. Во время личной беседы, прошедшей в резиденции президента РФ, акценты на авиакатастрофе сменились обсуждением будущего экономической и гуманитарной кооперации. Алиев выразил отдельную благодарность Путину за личный контроль хода расследования, подтвердив решимость сторон вернуться к прежнему уровню стратегического сотрудничества.
Показательно, что между двумя государствами еще до встречи разгорался целый дипломатический скандал: Азербайджан настоял на закрытии "Русского дома" в Баку, а в ответ на аресты азербайджанцев в Екатеринбурге последовали задержания россиян на территории Азербайджана. Тем не менее, на следующий день после переговоров между Путиным и Алиевым получили развитие первые знаки "разрядки".
Центральная Азия и СНГ: многополярные игры и неизведанный формат "СНГ+"
В поисках новых точек опоры Россия лелеет иной амбициозный проект — формат "СНГ+". Его суть — приглашение к сотрудничеству третьих стран, которые не станут членами, но смогут участвовать в проектах на правах партнеров или наблюдателей. Так же действуют расширения организаций БРИКС и ШОС, и особый интерес к новому механизму проявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
На саммите СНГ в Душанбе подписали 19 соглашений, среди которых: учреждение самого формата "СНГ+" и предоставление Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) статуса наблюдателя при СНГ. Реальный список государств, которые решатся присоединиться к новому формату, пока держится в секрете. Однако этот шаг способен послужить катализатором для выхода СНГ на новый уровень, ведь региональная организация сегодня включает Армению, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Россию, Таджикистан и Узбекистан. При этом Украина и Туркменистан сохраняют участие без подписания устава.
Созданное в декабре 1991 года соглашение о СНГ зафиксировало прекращение существования СССР, смену вектора интеграции и принцип невмешательства. Новая попытка расширения влияния через "СНГ+" — яркий пример геополитической конкуренции России за контроль над евразийским пространством, особенно на фоне противостояния с коллективным Западом.
Нюансы великой дипломатии: Лукашенко, Пашинян и новые вызовы
Переговорные процессы, ведущиеся на уровне Владимира Путина, Александра Лукашенко и других лидеров, приобрели особое звучание в нынешней обстановке. Президент Белоруссии, как обычно, занял позицию солидарного партнера, в то время как Армения с армяно-азербайджанским противостоянием становится главной точкой напряженности в СНГ. Никол Пашинян, под пристальным вниманием, искал новые пути маневра между западными и евразийскими интересами, напоминая о хрупкости мира на Южном Кавказе.
Именно в Душанбе обсуждались самые острые вопросы — к примеру, перспективы участия Армении в интеграционных проектах после армяно-азербайджанских конфликтов. Показательно, что несмотря на видимое сближение по вопросам безопасности, экономике и миграции, мнения лидеров СНГ по ключевым вопросам часто остаются диаметрально противоположными. Это лишний раз доказывает, что союз — лишь временное перемирие на грани новых потрясений.
Перспективы и угрозы диалога: что между строк?
На примере последних саммитов становится ясно: СНГ из символической структуры постепенно превращается в арену реальной борьбы за влияние. И хотя многие считают встречи в этом формате рутиной, сама неоднозначность решений и накал страстей доказывают — постсоветское пространство остается зоной непрекращающейся борьбы. Создание СНГ+ — вызов привычному статусу-кво и попытка "зацементировать" вокруг России государства, которые не спешат открыто выбирать сторону в глобальном противостоянии.
Не менее важно, что ни одна из стран-участниц саммита не упомянула о недовольстве партнеров по поводу магистральной линии на сближение с Россией. Но за закрытыми дверями обсуждаются вопросы, которые способны в любой момент спровоцировать новый кризис, будь то миграция или территориальные амбиции, экономические интересы или религиозные различия, вопросы безопасности по периметру южных границ СНГ или баланс отношений с коллективным Западом.
Впрочем, сама суть форума в том, что даже самые драматичные противоречия быстро дают путям для договоренностей и урегулирований. Символично, что накануне новая волна встреч Путина и Алиева, публичных заявлений мирного сотрудничества между Москвой и Душанбе, а также дипломатических инициатив Лукашенко — все это лишь прелюдия к очередным испытаниям на прочность отношений после саммитов.
Среди сквозных тем обсуждения в Душанбе — не только новый формат объединения, но и угроза афганского направления, где к власти пришел "Талибан" (организация, запрещенная в РФ), а также вопросы интеграции с крупными глобальными игроками и внешняя политика ключевых стран Центральной Азии. Развитие каждого из этих вопросов способно стать отдельным поводом для новой региональной и мировой интриги.
Азербайджан, Таджикистан и роль авиационной драмы: новый формат взаимности
Путь от официальных извинений до попытки восстановить доверие между Москвой и Баку — целая дипломатическая эпопея. Именно авиакатастрофа AZAL в Актау стала лакмусовой бумажкой, показавшей, в какой мере обе стороны готовы к уступкам. Россия признала необходимость выплат и анализа ошибок, Азербайджан выразил благодарность за своевременный диалог. В арсенале Кремля и Баку остался не только политический, но и экономический инструментарий: взаимные товарообороты не останавливались даже на фоне публичных скандалов.
Но до окончательного возвращения к "новой нормальности" еще далеко. Ожидания Баку и Москвы пересматриваются, компромиссы приобретают черты вынужденных. Наблюдается сдвиг от прежнего стратегического союза к прагматичному партнерству, где каждая сторона больше не ждет невозможного. Тем не менее, общий импульс к сближению очевиден: на первый план выходят вопросы транспортных коридоров, энергетики, гуманитарного сотрудничества.
Показательно, что в кулуарах саммита не остался незамеченным и вопрос статуса арестованных соотечественников по обе стороны границы. Россия и Азербайджан быстро нашли решение по обмену задержанными — по сути, это стало первым реальным результатом после переговоров Путина и Алиева. В то же время хозяйственная и политическая напряженность отнюдь не исчерпана: впереди — расследование и окончательный вердикт по инциденту с самолетом и долгие недели формирования окончательной "новой нормальности".
СНГ: сомнения и сила привычки, или возврат к ритуалам большой политики?
Несмотря на все драмы, настоящий итог саммита — не новые соглашения и форматы, а сам факт продолжения открытых диалогов среди лидеров региона. Функции СНГ давно критикуют за рутинность и декоративность, однако сам этот клуб политических тяжеловесов сохраняет достаточную инерцию, чтобы удерживать государства бывшего СССР в относительно контролируемой орбите Москвы. Возможность институционализации формата "СНГ+" — не гарантия успеха, но явный сигнал: Россия не намерена упускать регион из поля влияния, даже если приходится делать это путем болезненных компромиссов и через полосу кризисов.
Сегодняшняя повестка Москва—Баку—Душанбе—Минск—Ереван говорит о многом: ведущие игроки региона балансируют на самом краю между кооперацией и новым витком соперничества. Неожиданные повороты, потенциальные обострения, грядущие экономические прорывы и дипломатические ультиматумы — всё это лишь подчеркивает драматизм текущего момента. Главная интрига будущего — смогут ли Владимир Путин, Ильхам Алиев, Александр Лукашенко, Касым-Жомарт Токаев, Садыр Жапаров и другие лидеры СНГ превратить нынешнее напряжение в платформу для долгосрочной консолидации или же разногласия вскоре приведут к очередному расколу?
Так или иначе, саммит в Душанбе показал: постсоветское пространство — пока ещё единое поле больших ставок, в котором каждый ход способен сорвать маски и определить новую карту союзов и противостояний.
Источник: www.rbc.ru





