Дефицит бюджета остается на комфортном уровне благодаря действиям Минфина
В мае федеральный бюджет России сохранил положительную динамику, увеличив дефицит всего на 0,2 трлн рублей. По итогам пяти месяцев дефицит достиг 3,4 трлн рублей, что составляет прежние 1,5% ВВП — уровень аналогичный апрельскому. Минфин отмечает, что хотя нефтегазовые доходы сократились, рост остальных поступлений компенсирует негативные влияния, позволяя бюджетной системе оставаться устойчивой. Важно, что расходы остаются под контролем и темп их роста постепенно снижается, что создает оптимистичный взгляд на итоги года.
Бюджетные доходы и расходы: позитивное соотношение на фоне вызовов
С января по май 2025 года федеральный бюджет получил 14,7 трлн рублей доходов при расходах 18,1 трлн рублей. Таким образом, дефицит фиксируется на отметке 3,4 трлн рублей или 1,5% ВВП. Примечательно, что аналогичное соотношение сохранялось и по итогам апреля, а абсолютные значения дефицита за май выросли всего на 200 млрд рублей. Это отражает стабильную работу Министерства финансов даже в нестабильной внешней среде. Март остается единственным месяцем года, завершившимся с бюджетным профицитом, однако остальные месяцы демонстрируют сдержанный и прогнозируемый рост дефицита.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года доходы федерального бюджета за пять месяцев увеличились на 3,1%. Такой умеренный, но положительный прирост достигается за счет роста ненефтегазовых поступлений — увеличение составило 12,3%, достигнув 10,5 трлн рублей. Это подчеркивает эффективность диверсификации доходной базы бюджета и склонность экономики к адаптации.
Влияние нефти Urals на бюджет: уверенная компенсация сокращения поступлений
Доходы от добычи и продажи нефти и газа по-прежнему снижаются, потеряв 14,4% по сравнению с прошлым годом и составив 4,2 трлн рублей. Основная причина — снижение мировой стоимости нефти Urals: за апрель цена опустилась до 54,8 доллара за баррель против 75 долларов годом ранее. Компании оплачивают налоги, исходя из цены нефти и курса рубля предыдущего месяца, что влияет на текущие сборы. Тем не менее, бюджет получает значительную поддержку за счет других источников, позволяя компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы.
Важно отметить, что даже при довольно существенном падении нефтегазовой выручки, доходная часть бюджета не только остаётся стабильной, но и демонстрирует прирост. Это свидетельствует о способности государственного финансового механизма к быстрому реагированию на внешние вызовы и о грамотной работе Минфина по наполнению бюджета.
Рост расходов: приоритеты и новые возможности
В январе–мае 2025 года расходы федерального бюджета выросли на 20,7% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Однако динамика роста постепенно замедляется: если в январе, после активного заключения контрактов и авансирования, увеличение составляло впечатляющие 64,1% в годовом выражении, то с февраля по май — уже только 11,9%. Минфин делает акцент на замедлении прироста расходов, что свидетельствует о взвешенной бюджетной политике.
Увеличение бюджетных расходов уже отражено в обновленном законе о бюджете, который был принят Госдумой 10 июня во втором чтении. Благодаря бюджетному правилу появилась возможность направить дополнительные средства на важные государственные задачи: поддержка льготных ипотечных программ, финансирование агропромышленного комплекса, индексация выплат, зависящих от инфляции, а также усиление военного финансирования. Общий дополнительный объем финансирования составит 0,8 трлн рублей, что открывает новые перспективы для развития стратегических направлений экономики.
Оптимистичный взгляд: решения Госдумы стабилизируют бюджет
Принятые Госдумой изменения в бюджете на 2025 год предусматривают увеличение общей расходной части на 2% — с 41,5 трлн до 42,3 трлн рублей, а доходной — снижение на 4,5%, до 38,5 трлн рублей. Плановый дефицит при этом увеличится почти в три раза и составит 3,8 трлн рублей, или 1,7% ВВП. Несмотря на формальный рост дефицита, принятые меры позволяют грамотно распределить государственные средства, поддерживать ключевые сферы и стимулировать экономическую активность даже в условиях изменения внешних ценовых конъюнктур.
Реализация эффективной бюджетной политики Минфина и последовательно поступательные решения Госдумы позволяют уверенно смотреть в будущее, несмотря на временные вызовы со стороны нефтегазового сектора. Либерализация доходной базы и гибкое управление расходами создают надежную платформу для достижения финансовой стабильности и дальнейшего развития страны.
Источник: www.kommersant.ru