Минпросвещения и РАН создают всероссийскую сеть школ для одарённых детей

РАН и Минпросвещения запускают масштабный образовательный проект

Минпросвещения и РАН создают всероссийскую сеть школ для одарённых детей-0
Фото: kommersant.ru

В ближайшие годы Российская академия наук (РАН) совместно с Минпросвещения выходит на новый этап модернизации школьного образования. Академия стремится объединить лучшие учебные заведения с углубленным изучением профильных предметов в единую инновационную сеть. На её базе будут разрабатываться и внедряться новые педагогические методики, а лучшие практики передаваться в широкую сеть общеобразовательных школ по всей стране. Инициатива получила законодательное оформление и одобрена на федеральном уровне.

Уже к 2040 году планируется, что современные базовые школы РАН охватят все регионы России, позволив значительно усилить интеграцию науки и образования. В ближайшие годы первые результаты этой работы испытают десять учебных заведений из разных уголков страны, включая новые регионы. Проект обещает не просто модернизировать систему образования, но и вывести её на качественно новый уровень.

Единая сеть школ: запуск инновационных образовательных программ

3 июня Минпросвещения объявило о запуске проекта по созданию, тестированию и внедрению экспериментальных программ для школьников с углублённой математической, естественно-научной и гуманитарной подготовкой. Программное обеспечение, учебные материалы и методологическую поддержку разрабатывает Научно-методический центр РАН. Преподавать по этим программам начнут в ведущих базовых школах Академии наук.

Сам проект «Базовые школы РАН» стартовал ещё в 2018 году. За несколько лет академии удалось выстроить тесное сотрудничество с большинством передовых школ страны. Ученики таких учебных заведений под руководством учёных и педагогов углубляют знания и осваивают компетенции, необходимые для успешной карьеры в науке, высоких технологиях и инженерной отрасли. Сегодня подобные школы уже работают в 32 регионах, а количество таких учреждений превысило сотню и продолжает расти.

Новая концепция: единые стандарты и методики обучения

Реформирование проекта базовых школ РАН связано с появлением единой концепции развития. Академия создаёт сеть школ, которые будут действовать по общеутверждённым принципам и под постоянным научно-методическим контролем РАН. Здесь разрабатываются и тестируются инновационные подходы к обучению, которые в будущем смогут внедрять и обычные школы. К 2040 году вся сеть должна функционировать в полном объёме. Главная задача — создание эффективной системы взаимодействия между научными центрами, вузами, школами и профильными образовательными структурами.

На первом этапе процессом объединения охвачено десять образовательных учреждений, разбросанных по различным регионам, в том числе в Крыму и ДНР. В долгосрочной перспективе — появление хотя бы одной такой школы в каждом субъекте РФ. По новым образовательным программам дети будут не просто изучать традиционные дисциплины, а научатся выдвигать гипотезы, проводить собственные исследования, анализировать полученные результаты — и всё это под наставничеством опытных учёных и преподавателей.

Обучение, раскрывающее потенциал каждого ученика

В пресс-службе РАН подчёркивают: учеба в базовых школах строится на самом современном опыте и методиках, показавших реальную эффективность. Каждому ученику предоставляется возможность не просто изучать преметы, а заниматься самостоятельными исследованиями, учиться формулировать вопросы, строить эксперименты, анализировать данные и делать собственные выводы. Такой образовательный формат помогает не только успешно сдавать экзамены или добиваться побед на олимпиадах, но и формирует навыки, крайне важные для успешной научной и профессиональной карьеры в будущем.

Главная цель проекта — создать кадровую базу для российской науки, открыть молодым талантам дорогу к серьёзным достижениям в сфере высоких технологий и исследований. Благодаря новым образовательным программам школьники смогут раскрыть свои сильные стороны, получить навыки самостоятельного мышления и ощутить настоящую мотивацию к учёбе и научным поискам.

Позиция экспертов: мнение Олега Федорова

Профессор Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров отмечает, что роль Академии наук в образовательной системе страны год от года становится всё значимее. По его мнению, инициативы по созданию базовых школ и экспертизе учебников — яркое свидетельство целеустремлённой политики РАН на благо школьного образования.

В то же время Олег Федоров осторожно относится к идее использования материалов, разработанных академическими учёными, в обычных школах. Он подчеркивает, что даже самые талантливые учёные не всегда могут выступать успешными педагогами для детей — важно учитывать психологические и возрастные особенности учеников. Однако профессор уверен, что отобранные в базовые школы мотивированные и одарённые школьники идеально подходят для такого формата обучения и здесь программы РАН имеют все шансы на максимальный успех. Для массового внедрения подобных методик в стандартное школьное образование потребуется участие профессиональных педагогов и методистов, способных адаптировать учебные материалы для широкой аудитории.

Будущее российской школы: наука, инновации, успех

Новый шаг в развитии российского образования обещает принести яркие плоды как для талантливых школьников, так и для всей образовательной системы страны. Совместное усилие РАН, Минпросвещения, передовых педагогов и университетов взято с оптимизмом: формируется среда, в которой каждый ребёнок сможет максимально проявить способности, а сильные учителя получат новые инструменты для развития талантливых учеников. В этой масштабной инициативе объединяются лучшие традиции академической науки, современные технологические решения и прогрессивная педагогика, что позволяет уверенно смотреть в будущее российского образования.

Источник: www.kommersant.ru

Последние новости