
Властные коридоры Амурской области наполняет ощущение тревожного ожидания: обозримое будущее финансирования теперь не просто предмет обсуждения, а источник напряженности для тысяч семей, бизнесов и инфраструктурных проектов. На закрытом заседании был раскрыт проект бюджета на 2026–2028 гг., который может переломить сложившуюся экономическую ситуацию региона и изменить расстановку приоритетов заново.
Дефицит меняет знак: тревожная арифметика и ставки на лидеров налоговых поступлений
В 2026 году регион рискует войти с отрицательным бюджетным балансом: при доходах в 143,1 млрд рублей расходная часть запланирована на уровне 143,5 млрд рублей, что оставляет дыру в 400 миллионов рублей. Чиновники стараются изо всех сил: уже в 2027-м предвидится рывок к доходам в 152 млрд рублей, позволяющий выйти на скромный профицит – всего 500 миллионов. А 2028-й может стать переломным моментом: казна ждет небывалый итог – доходы в 140,1 млрд рублей и профицит в 900 миллионов. Как удастся перевести ситуацию в свою пользу?
Секрет в том, что расчеты строятся на ряде экономических драйверов: ожидается подъем валового регионального продукта, всплеск в фонде заработной платы, а в промышленном и аграрном секторах – ставка на добычу угля, растущие индексы производства и наращивание добычи золота.
Бюджетная пирамида: кто принесет больше всего — НДФЛ, налог на прибыль или НДПИ?
С политической картой налоговых поступлений в руках, правительство четко определяет главных героев пополнения казны. Самую внушительную долю доходов обеспечит НДФЛ — 49,7 млрд, или каждая сорок третья копейка бюджета. Налог на прибыль традиционно второй по объему — 25,3 млрд, его доля 22%. На третьем месте, предсказуемо, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 11,5 млрд (десять процентов). Налог на имущество устремляется следом — 9,8 млрд (9%). Всего на долю налоговых поступлений приходится 115,6 млрд рублей в 2026 году. Остальные 27,5 млрд ожидаются из федерального центра.
Рассчитывать на дальнейший рост собственных доходов позволяют сразу три фактора: запуск новых инвестпроектов, общее улучшение экономической ситуации и — весьма примечательно — рост объемов золотодобычи.
Стратегия расходов: как битва за национальную экономику перетекает в социальную политику и образование
Приоритеты вопросов, за которые регион готов платить больше всего, можно сравнить с нервной системой области: если национальная экономика этого года – «голова» бюджета, то дорожное строительство становится ее нервным узлом. Из общих 34 млрд рублей на отрасль 16,4 млрд рублей уйдет именно на обновление и расширение транспортной сети. За ним следует социальная политика; здесь не место спокойствию — на помощь семьям с детьми, участникам СВО, пожилым людям, уходит 28,2 млрд рублей.
Образовательная сфера держится в плотном авангарде стратегических отраслей. На ее нужды определено 27,5 млрд рублей: сюда входят и заработные платы педагогов, и капитальный ремонт, и содержание школ. Каждая строка расходов подчинена одной мысли: регион больше не может откладывать решение проблем, иначе их цена вырастет многократно.
Испытание финансовой устойчивости: как Амурская область нацелена на прорыв
Что же происходит на самом деле? Начиная с внушительного минуса — 6 млрд рублей дефицита в 2025 году, регион к 2026 году не без риска сокращает разницу доходов и расходов до символических 369,7 миллиона. То, что в прошлом выглядело как пропасть, теперь балансирует на тонкой нити между кредитами организаций и грамотным распределением бюджетных остатков.
Показательно, что более 60% бюджета по-прежнему направляется на социальную сферу — поддержка молодежи, создание условий для развития человеческого потенциала, улучшение качества жизни становятся не просто лозунгами, а аксиомами новой политики. Ведь выбранный путь чреват результатами, которые смогут по-настоящему изменить жизнь в регионе.
Остается интригующий вопрос: сможет ли региональная команда министров удержать этот уязвимый баланс, когда на кону — судьбы целого региона, будущее его жителей и лидирующие позиции Амурской области в экономике Дальнего Востока? Ответ дадут уже грядущие заседания правительства и те решения, которые поставят под угрозу привычное устройство региональных финансов.
Источник: fedpress.ru





