Изобретательство — дело рискованное и полное неопределённости. Никогда нет гарантии, что придуманное устройство заработает так, как задумывалось. Часто процесс превращается в бесконечные попытки и ошибки. Кроме того, существуют сложности с патентами, производством, продажами и продвижением. Даже если изобретателю удаётся довести проект до рынка, нет уверенности, что он принесёт прибыль.
Тем не менее многие находят успех, хотя ещё больше терпят неудачу. Любовь людей к экспериментам, стремление улучшить привычные вещи и придумать новые способы их применения не исчезают. Поэтому всегда будут энтузиасты, готовые создавать новые технологии.
Но что происходит, когда само изобретение становится смертельным? Здесь уже речь идёт не о провале на рынке, а о трагедии, когда конструктор гибнет из-за собственного творения. Кажется, что это редкость, но на самом деле подобное случалось чаще, чем можно подумать.

10. Несчастья на колесах
Конец XIX и начало XX века — время, когда появлялись первые автомобили и мотоциклы. Изобретатели соревновались друг с другом, предлагая новые модели транспортных средств. Двигатели отличались конструкцией, а вот систем безопасности почти не существовало. Поэтому дороги того времени были крайне опасны.
Жертвами экспериментов становились и сами изобретатели. В 1896 году Сильвестр Х. Ропер испытывал свой паровой «велосипед» — прототип современного мотоцикла. Во время заезда он перенёс сердечный приступ, потерял управление и разбился насмерть.
Через несколько лет, в 1903 году, сотрудник General Electric Уильям Нельсон сконструировал собственный моторизованный велосипед. На первом же испытании он попал в аварию и погиб.
Не меньшую опасность представляли и автомобили. В 1918 году Фрэнсис Эдгар Стэнли управлял своим знаменитым паровым автомобилем Stanley Steamer. Пытаясь избежать столкновения с телегами на дороге, он врезался в дровяной штабель и погиб.
В 1932 году трагедия настигла и Фреда Дюзенберга, прославившегося своими быстрыми и мощными машинами. Во время поездки на одном из собственных автомобилей он попал в аварию на большой скорости и погиб. Его имя навсегда осталось связано с легендарным брендом и трагическим концом.
9. Отто Лилиенталь — «летающий человек»
До братьев Райт существовал немецкий изобретатель Отто Лилиенталь. Родившийся в 1848 году, он прославился своими полётами на планёрах. Его называли «человеком-птицей», ведь он первым доказал, что аппарат тяжелее воздуха способен летать на значительные расстояния.
Газеты и журналы конца XIX века регулярно писали о его опытах. Лилиенталь разрабатывал форму крыла, создавал и даже серийно выпускал свои планёры. Его считали «отцом авиации», вдохновившим общество поверить в возможность полёта.
Однако судьба оказалась жестокой. 9 августа 1896 года во время очередного полёта его планёр потерял подъёмную силу и рухнул с высоты около 15 метров. Изобретатель получил перелом шеи и умер на следующий день. Несмотря на трагический финал, Лилиенталь по праву занимает место в истории авиации.
8. Франц Райхельт — «портной-парашютист»
Франц Райхельт, родившийся в Германии и переехавший во Францию, получил прозвище «Летающий портной». Он мечтал создать надёжный парашют и долгие годы шил, конструировал и совершенствовал свои модели.
4 февраля 1912 года Райхельт решил испытать изобретение лично. Для этого он поднялся на Эйфелеву башню в Париже. Первоначально планировалось сбросить манекен, но на месте он заявил, что прыгнет сам.
На глазах у публики и журналистов Райхельт спрыгнул, надеясь мягко приземлиться. Но парашют не раскрылся. Он упал с высоты 57 метров и погиб мгновенно.
7. Майкл Дакр и авиатакси Jetpod
Английский изобретатель Майкл Роберт Дакр в конце XX века работал над идеей летающего такси. Его проект Jetpod представлял собой маленький самолёт, способный взлетать и садиться на короткой полосе длиной менее 150 метров.
Дакр мечтал, что Jetpod станет транспортом будущего для бизнесменов и чиновников. Компактный, тихий и удобный аппарат должен был перемещать пассажиров между городами, не мешая большим авиалайнерам.
К 2009 году он создал прототип и решил его испытать. Первые три попытки взлёта оказались неудачными, но в четвёртой машине удалось подняться в воздух. К сожалению, через несколько секунд самолёт потерял управление и рухнул с высоты около 300 метров. Дакр погиб мгновенно.
6. Джон Дэй и первая подводная трагедия
Английский плотник Джон Дэй в XVIII веке увлёкся идеей создания примитивной подводной лодки. С помощью финансирования азартного игрока Кристофера Блейка он построил деревянную «ныряющую камеру».
22 июня 1774 года Дэй решил испытать изобретение в заливе Плимут-Саунд. Он поставил задачу погрузиться на глубину 40 метров и продержаться там 12 часов. Но расчёты оказались ошибочными. Лодка затонула сразу после погружения.
Причина его смерти осталась неизвестной — возможно, он погиб от удушья, переохлаждения или разрушения конструкции. Так или иначе, он стал первой жертвой подводного эксперимента.
5. Уильям Питт и трагедия на пароме
Канадский инженер Уильям Питт, родившийся в 1841 году, посвятил жизнь улучшению переправ через реку Кеннебекасис в провинции Нью-Брансуик. Он разработал уникальную систему подводных кабелей для паромов, которая значительно облегчила жизнь местным жителям.
Однако в 1909 году произошла трагедия. При ремонте своего изобретения Питт упал в механизм и получил смертельные травмы. В память о нём один из современных паромов в Гондола-Пойнт носит название «William Pitt II».
4. Томас Мидгли-младший — опасный гений
Американский инженер Томас Мидгли известен двумя изобретениями, которые позже оказались крайне вредными для экологии и здоровья людей. Он создал этилированный бензин и хлорфторуглероды (фреон). Оба вещества впоследствии были запрещены.
В 1940 году Мидгли заболел полиомиелитом и вскоре оказался прикован к постели. Не желая смириться, он разработал сложную систему верёвок и блоков, чтобы самостоятельно подниматься с постели.
Но именно это устройство стало причиной его гибели. В 1944 году он запутался в верёвках и задохнулся. Некоторые современники даже считали, что это могло быть самоубийством, но официально причиной смерти признали несчастный случай.
3. Вебстер Вагнер и его железнодорожные вагоны
В XIX веке американский изобретатель Вебстер Вагнер создал спальные и парадные вагоны, значительно повысив комфорт железнодорожных поездок. Его компания процветала, а сам он позже занялся политикой и стал депутатом в Нью-Йорке.
13 января 1882 года Вагнер ехал в одном из своих вагонов, когда состав столкнулся с другим поездом. Изобретатель погиб, раздавленный среди пассажиров — в транспортном средстве, которое сам же создал.
2. Валериан Абаковский и аэровагон
Русский инженер Валериан Абаковский в начале XX века разработал необычный транспорт — аэровагон. Это был железнодорожный вагон с пропеллером, предназначенный для перевозки советских чиновников и военных на высокой скорости.
24 июля 1921 года во время испытаний аэровагона произошла катастрофа. Состав потерял управление и сошёл с рельсов. Абаковский и несколько инженеров погибли. Ему было всего 25 лет.
1. Майкл Хьюз — «Безумный Майк»
Американец Майкл Хьюз, известный как «Mad Mike», прославился своими самодельными ракетами. Он отрицал форму Земли и строил ракеты, чтобы доказать свои идеи.
22 февраля 2020 года он решил совершить полёт на самодельной ракете в пустыне Калифорнии. Старт снимали журналисты и телевизионщики. Однако парашют преждевременно отцепился от аппарата, и ракета рухнула на землю.
Хьюз погиб мгновенно. Его эксперимент стал одной из самых трагических историй о человеческом упрямстве и жажде доказать свои убеждения любой ценой.