Причины судебного решения о блокировке премиум-сервиса

Сервис премиального такси Wheely столкнулся с ограничениями в работе. Суд ввел блокировку сайта и мобильного приложения компании, ресурс которого находился в реестре запрещенной информации около трех лет. Требование передавать данные о водителях и маршрутах в Единую навигационную систему стало ключевой причиной ограничений. Ранее позиция сервиса по сохранению конфиденциальности уже приводила к временной приостановке его деятельности.
История Wheely и конфликт с государством
Премиальный такси-сервис Wheely был создан Антоном Чиркуновым в 2010 году. Начав свою деятельность в Лондоне, компания позже вышла на российский рынок с московским филиалом. Сервис отличается от агрегаторов наличием собственного парка автомобилей высшего класса. Основатель сообщал о первых запросах по передаче данных в госсистему еще в 2017 году. Усиление контроля в период пандемии COVID-19 обострило конфликт с властями, что привело к переносу структуры за рубеж и продолжению работы через британские офисы.
Этапы судебных разбирательств
Судебные споры нарастали. В августе 2020 года деятельность московского офиса была приостановлена на три месяца решением суда. Wheely оперативно перенаправил функции на британское подразделение. В декабре 2020 года кассационный суд снял ограничения, но арбитраж поддержал мнение прокуратуры. Несмотря на включение в 2022 году в реестр запрещенных ресурсов, приложение продолжало активную работу.
Трансформация компании и ценность анонимности
Wheely провел ребрендинг в 2023 году, изменив визуальный стиль, а также юридическую структуру. Последние российские юридические лица ООО «Вили Холдинг» и ООО «Вили» прекратили существование к 2025 году. Эксперт Антон Максимов подчеркнул: "Wheely занимал уникальную премиальную нишу благодаря анонимности поездок. Их высокомаржинальная модель, в отличие от Яндекс Такси и других сервисов, не зависела от количества заказов. Ключевым конкурентным преимуществом была полная гарантия конфиденциальности данных клиентов".
Правовые нюансы локализации данных перевозчиков
Согласно закону, действующему с 2017 года, агрегаторы обязаны делиться данными о поездках. Станислав Швагерус, руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума такси, пояснил: "Решение суда дополняется требованием о хранении данных о заказах исключительно в РФ. Даже без актуального постановления, Wheely столкнулся бы с невозможностью продолжить деятельность легально. При этом рынок премиальных перевозок сохраняет разнообразие".
Новые перспективы для российского рынка перевозок
С сентября вступают в силу дополнительные требования к такси-агрегаторам: обязательная регистрация российских филиалов для легальной деятельности. Wheely завершил процедуру ликвидации своего последнего юрлица на территории РФ в текущем месяце.
Источник: www.kommersant.ru