Заблуждения о мифах Древней Греции

История Древней Греции и мифология, созданная её народом, до сих пор хорошо известны. Они стали основой множества современных сюжетов. Однако далеко не всё из того, что мы думаем, является истиной. Время изменило многие предания, а часть истории попросту забылась.

Историки и учёные до сих пор открывают новые факты о древнегреческой культуре. С каждым открытием они исправляют заблуждения, сложившиеся вокруг Греции и её мифов за последние две тысячи лет. Ниже представлены десять наиболее известных ошибок и мифов.

Кариатиды

Троянского коня никогда не существовало

Считается, что Троянская война произошла в эпоху бронзового века. Легенда рассказывает, что «десятки тысяч греческих воинов» отправились к Трое, чтобы вернуть похищенную Елену Спартанскую. Согласно Гомеру, война началась по воле Зевса, который хотел сократить численность человечества. Кроме того, спартанский царь стремился вернуть жену, похищенную троянским принцем Парисом.

Осада Трои, по преданию, длилась десять лет. Завершилась она якобы хитростью: у ворот города оставили огромного деревянного коня, внутри которого прятались спартанские воины. Жители города внесли коня внутрь, и это стало их гибелью.

Но археология показывает другое. После открытия руин Трои в XIX веке стало ясно, что город был разрушен задолго до предполагаемой даты войны. Вероятно, именно эти руины вдохновили Гомера при создании «Илиады». Современные раскопки подтверждают: в Трое действительно могли проходить военные действия. Там обнаружены укрепления против колесниц и следы разрушений. Однако участие деревянного коня в этих событиях крайне маловероятно.

Спарта не состояла только из непобедимых воинов

Боевой греческий воин

Сегодня Спарта ассоциируется с военной мощью, но это образ скорее легендарный, чем реальный. Общество Спарты делилось на три группы: спартиаты — полноправные граждане, илоты — рабы, и периэки — свободные иностранцы и торговцы.

Спартанцы почти не занимались поэзией и философией, которые были важны в других греческих полисах. Их главной целью стало воспитание воинов. Мальчиков забирали из семьи уже в семь лет и воспитывали в суровых условиях. Их держали на скудном пайке, заставляли красть еду ради выживания и непрерывно тренировались в военном деле.

С двадцати лет юноши становились профессиональными солдатами и оставались ими до шестидесяти лет, если доживали. Матери перед походом вручали сыну щит со словами: «С ним или на нём», намекая, что нужно вернуться победителем или погибнуть.

Главным преимуществом спартанцев была слаженность в фаланге — строю, где воины прикрывали друг друга щитами. Однако эта тактика не всегда приносила успех. Уже в 371 году до н. э. Спарта потерпела поражение при Левктрах, а вскоре после этого её земли были захвачены, а илоты освобождены. Это стало началом конца спартанской державы.

Древнегреческая демократия не была всеобщей

В 507 году до н. э. афинский правитель Клисфен создал систему «власти народа». Она включала три органа: экклесию, где принимали законы, буле — совет представителей племён, и дикестерии — суды для граждан.

Историк Геродот восхищался равенством перед законом. Однако это равенство распространялось только на граждан. Ими считались лишь те, у кого оба родителя были афинянами. Таким образом, из системы исключались более 10 тысяч иностранцев и около 150 тысяч рабов. Из ста тысяч граждан только мужчины старше 18 лет могли участвовать в политике — примерно 40 тысяч человек.

Хотя членов буле должны были выбирать жребием, на практике чаще всего попадали богатые и влиятельные семьи. Судебная система тоже нередко использовалась для мести и мелких разбирательств.

Аид не был злым богом

Пять демонов

Сегодня Аида часто представляют как мрачного правителя ада, изгнанного Зевсом. Но в древнегреческой мифологии это не так. Подземный мир был местом, куда отправлялись все души после смерти. Там были и области наказаний, и Элизиум для героев, и Луга асфоделей для обычных людей.

Аид правил этим «невидимым миром» и владел всеми его тайнами. Он был братом Зевса и Посейдона. Трое братьев разделили мир жребием: Зевс получил небо, Посейдон — море, а Аид — подземное царство.

Аид редко вмешивался в дела живых. Исключение — похищение Персефоны. Он заманил её волшебным цветком, увлёк в подземное царство и сделал своей женой. Из-за съеденного зерна граната Персефона была вынуждена проводить треть года с Аидом. Это и объясняло смену времён года.

В остальном Аид считался справедливым и даже доброжелательным богом, а вовсе не злым демоном.

Пандора никогда не открывала ящик

По мифу, Пандора стала первой женщиной на земле. Боги подарили ей множество даров: красоту от Афродиты, музыку от Аполлона, одежду от Афины. Но Зевс вручил ей загадочный сосуд и запретил открывать его.

Любопытство взяло верх, и Пандора открыла сосуд. Оттуда вырвались все бедствия и болезни. Она поспешно закрыла крышку, но внутри осталась лишь Надежда.

На самом деле Пандора открыла не коробку, а сосуд — пифос. Это была большая глиняная ёмкость для масла или вина, иногда её использовали как саркофаг. Ошибка появилась в XVI веке, когда гуманист Эразм Роттердамский перепутал слово «пифос» с «пиксис», что означало «шкатулка». Так и появился знаменитый «ящик Пандоры».

Александрийскую библиотеку не сжигала мусульманская армия

Книжная полка в библиотеке

Величайшая библиотека древности хранила десятки, а может, и сотни тысяч свитков. Корабли, прибывавшие в Александрию, обязывали отдавать книги для копирования. Оригиналы оставались в библиотеке, а копии возвращали владельцам.

Однако судьба библиотеки остаётся загадкой. По одной версии, часть свитков сгорела в 48 году до н. э., когда войска Цезаря подожгли корабли в гавани. Позднее, в 391 году, император Феодосий приказал разрушить языческие храмы, включая Серапеум, где находилась библиотека.

К моменту арабского завоевания Египта в 641 году библиотека уже не существовала. Легенды о её уничтожении мусульманами появились значительно позже и носили пропагандистский характер.

Современные историки считают, что библиотека погибла постепенно, а её упадок был связан с падением могущества Египта.

Ахиллесова пята — не пятка

Ахилл, герой «Илиады», был сыном морской богини и царя. По преданию, мать окунула его в воды Стикса, сделав тело неуязвимым. Единственным уязвимым местом осталась пятка, за которую она его держала.

Но это позднейшая интерпретация. Настоящей «пятой Ахилла» было его честолюбие и гордыня. Именно они стали причиной его гибели.

В «Илиаде» Гомер описывает Ахилла как гордого и мстительного. Он отказывался сражаться из-за обиды на Агамемнона, но позже вернулся в битву и убил Гектора, жестоко надругавшись над его телом.

Гибель Ахилла у Гомера не описана. Позднейшие мифы добавили рассказ о стрелке Парисе, который по наводке Аполлона поразил героя в пятку. Так возникла метафора «ахиллесова пята».

Афродита не всегда была доброй и милой

Пейзаж с морскими волнами

Афродита, богиня любви и красоты, родилась из морской пены, возникшей от обрезанных гениталий Урана. Несмотря на это, её считали символом красоты и плодородия.

У богини было множество любовников, включая бога войны Ареса. Хотя Арес считался ненавистным и жестоким, Афродита страстно его любила. От него она родила нескольких детей, хотя сама была замужем за кузнецом Гефестом.

Афродита сыграла ключевую роль в начале Троянской войны. Она пообещала Парису самую красивую женщину мира, если он признает её прекраснейшей богиней. Парис выбрал Елену, жену спартанского царя, и это стало причиной войны.

Иногда Афродиту изображали в доспехах Ареса. Её образ был не только символом красоты, но и силы, способной как создавать, так и разрушать.

Эрос не был пухлым младенцем

Сегодня мы привыкли видеть Эроса (или Купидона) в виде милого крылатого младенца с луком. Однако в древности он выглядел совсем иначе.

Сначала его считали сыном Хаоса, позже — сыном Афродиты и одного из богов, возможно Зевса или Ареса. Эрос был богом страсти и влечения. Его брат Антерос символизировал взаимную любовь.

Эрос изображался юношей — сильным, красивым и атлетичным. В его колчане были стрелы с золотыми и свинцовыми наконечниками. Золотые вызывали страсть, а свинцовые — отвращение.

Именно он заставил Аполлона влюбиться в нимфу Дафну, а её — возненавидеть его. Эрос также повлиял на судьбу Елены Троянской и Париса. А в мифе о Психее он сам выступил как возлюбленный, скрывающий своё лицо.

Со временем образ Эроса изменился: сначала он был мужчиной, затем юношей, позже ребёнком и, наконец, пухлым младенцем. Именно этот последний образ сохранился до наших дней, хотя изначально он был богом страсти и мощной силы.

Последние новости