Верховный суд, ГИБДД и Ассоциация операторов микромобильности определяют будущее владельцев Kugoo Kirin M4 Pro и других электросамокатов

Кейс Александра Татаринцева: опыт, который изменит рынок электросамокатов

Электросамокаты и скутеры с двигателем мощностью от 250 ватт приравниваются к мопедам, для управления ими нужны водительские права
Фото: kommersant.ru

В этом году Верховный суд России принял прецедентное решение, касающееся владельцев мощных электросамокатов. Выяснилось, что если ваш электросамокат оснащён двигателем мощностью свыше 0,25 кВт, вы должны иметь водительские права. Данная норма особенно важна для пользователей моделей высокого класса, таких как Kugoo Kirin M4 Pro.

Резонансным стал случай с жителем Воронежской области Александром Татаринцевым. В апреле 2024 года он был остановлен сотрудниками ГИБДД в посёлке Анна за езду в ночное время на электросамокате мощностью 600 Вт. Заподозрив неладное после короткого разговора, инспекторы произвели освидетельствование, подтвердившее алкогольное опьянение. Итогом стало лишение всех водительских прав почти на 2 года и назначение крупного штрафа в 30 тысяч рублей.

Даже попытка Александра Татаринцева обжаловать решение на всех уровнях завершилась безуспешно. Он ссылался на то, что электросамокат классифицируется по новым стандартам как средство индивидуальной мобильности (СИМ), а не как транспортное средство в привычном понимании, и применение статей КоАП к ним некорректно. Верховный суд, однако, занял жёсткую позицию: если мощность электродвигателя превышает 0,25 кВт, устройство получает статус мопеда, и на владельца распространяются все требования по наличию водительских прав категории М.

Электросамокаты и закон: чёткие критерии и новые правила для владельцев

В свете этих событий становится очевидным, что обновлённые правила дорожного движения чётко разграничивают категории транспортных средств. Если вы используете электросамокат или другой СИМ с двигателем до 0,25 кВт (что свойственно всем кикшеринговым моделям), никаких дополнительных документов не требуется. Однако повышение мощности устройства автоматически переводит его в разряд мопеда со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Такой подход Верховного суда означает, что сегодняшние и будущие владельцы современных электросамокатов, например Kugoo Kirin M4 Pro, должны внимательно следить за техническими характеристиками своей техники. Это открывает новые перспективы: цивилизованный рынок с ясными правилами делает городское движение более безопасным и предсказуемым.

Статистика и тенденции: стремительный рост микромобильности в России

2024 год стал знаковым для сферы индивидуальной мобильности в России. Только за полгода было возбуждено более 76 тысяч дел в отношении пользователей СИМ — утверждают в Научном центре безопасности дорожного движения МВД. Причём почти в полутора процентах случаев электросамокаты признавались мопедами или мотоциклами, что означало автоматическое применение норм для механических транспортных средств.

Этот период ознаменовался развитием рынка и повышением внимания к безопасности на дорогах. Кикшеринговые компании и пользователи мощных электросамокатов получили чёткую инструкцию по соблюдению законодательства, а ведь эти перемены в конечном итоге способствуют более гармоничному сосуществованию всех участников городской среды.

Советы и рекомендации от Валентина Ильинова и ГИБДД: на что обратить внимание?

Эксперт Валентин Ильинов, основатель проекта по мониторингу дорожной ситуации, отмечает: тем, кто пользуется кикшеринговыми самокатами переживать не о чем, ведь их техника не подпадает под новые требования. Устройства с двигателем до 0,25 кВт безопасно использовать даже без водительских прав. Однако, приобретая мощный электросамокат или сегвей, стоит удостовериться в наличии категории М в ваших документах — иначе есть риск попасть под действия КоАП на общих основаниях, как водители автомобилей и мотоциклов.

Любопытная деталь: при управлении мощным электросамокатом в состоянии опьянения судебное решение ведет к лишению всех водительских прав, а не только отдельной категории. Это означает полный запрет на управление любым механическим транспортом, что подталкивает к осознанности и уважению к правилам дорожного движения.

Сами инспекторы ГИБДД в последние месяцы уделяют повышенное внимание электросамокатчикам во время регулярных профилактических рейдов и проверок. Всё это говорит в пользу формирования качественно новой культуры передвижения, где безопасность и ответственность идут рука об руку.

Позиция Ассоциации операторов микромобильности: совершенствование городской среды

Ксения Эрдман, директор Ассоциации операторов микромобильности, уверена: новые решения Верховного суда позволят ещё шире реализовать потенциал микромобильного транспорта как комфортной и безопасной альтернативы в современных городах. Она подчёркивает, что подобные меры дисциплинируют не только владельцев электросамокатов, но и пользователей курьерских велосипедов, которые тоже часто нарушают скоростные режимы на пешеходных зонах.

Появление чётких государственных регламентов — шаг к созданию ответственной экосистемы микромобильности. Это направление открывает уникальные перспективы как для индивидуальных пользователей, так и для бизнеса. В результате на дорогах становится меньше хаоса, а улицы — безопаснее и комфортнее для всех.

Будущее рынка: новые возможности и гармония мобильности

Позитивные изменения, инициированные совместными усилиями Верховного суда, ГИБДД и экспертного сообщества, задают высокие стандарты городскому движению. Пример Александра Татаринцева ярко показывает, как важно соблюдать закон и уважать других участников дорожного движения. Новая эпоха ответственности дарит уверенность и самим владельцам электросамокатов, и жителям города: правила становятся понятнее, а перспектива конфликтов минимизируется.

Сегодня рынок микромобильности России стремительно трансформируется. Пользователи электросамокатов, таких как Kugoo Kirin M4 Pro, получают возможность комфортно и безопасно перемещаться по городу, если следуют простым и справедливым правилам. Нововведения не только регулируют сегмент, но и делают жизнь современного горожанина лучше. Драйв, свобода передвижения и высокая культура — так будет выглядеть завтрашний день российских городов. Смело выбирайте свою скорость и мобильность — ответственность и комфорт теперь идут вместе!

Источник: www.kommersant.ru

Последние новости