Положительные сдвиги: количество дорожно-транспортных происшествий уменьшается
В первом полугодии 2025 года на российских дорогах зафиксировано уверенное снижение числа ДТП. Общее количество аварий уменьшилось на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив порядка 56 тысяч случаев. В позитивную сторону изменились и показатели тяжести аварий: число погибших уменьшилось на 3%, не превысив 6 тысяч человек. Практически каждое десятое ДТП связано с нетрезвыми водителями, в этих инцидентах случается почти пятая часть от всех летальных случаев.
Самыми частыми причинами аварий по-прежнему остаются столкновения автомобилей, наезды на пешеходов и съезды транспортных средств с дороги. Именно в этих категориях происшествий фиксируется большая часть пострадавших и погибших. Несмотря на сохраняющиеся проблемы, общие тенденции обнадёживают и свидетельствуют о постепенном повышении безопасности на российских дорогах.
Оценка экспертов: причины снижения аварийности на дорогах
По мнению члена общественного совета Московской области по вопросам транспорта и дорожной инфраструктуры Андрея Мухортикова, положительная динамика объясняется внедрением целевых мероприятий по улучшению дорожной среды: «Существенное влияние оказывают мерами, направленными на анализ ДТП, установку новых светофоров, обустройство безопасных пешеходных переходов, снижение скоростей с помощью "лежачих полицейских" и общее "успокоение" трафика». По его словам, системных и универсальных изменений пока не принято, за исключением ужесточения санкций за превышение установленной скорости.
Среди острых вопросов эксперт называет снижение немалого порога превышения скорости, не связанную со штрафами — с 20 км/ч до 10 км/ч (особенно в городах). Эта инициатива обсуждается не первый год, но ещё не реализована в законодательстве. Кроме того, обсуждается снижение базовой скорости в населённых пунктах с 60 км/ч до 50 км/ч, что давно действует во многих странах мира.
СИМ и подростки: новая статистика и вызовы для безопасности
Особое внимание уделяется стремительно выросшей популярности средств индивидуальной мобильности — СИМ: электросамокаты, электровелосипеды, питбайки. Эти транспортные средства завоевали популярность, прежде всего, среди подростков и молодежи, что повлекло рост числа происшествий с их участием. Так, по итогам первого полугодия 2025 года, количество ДТП с несовершеннолетними увеличилось на 14% по сравнению с прошлым годом.
Наиболее уязвимой группой стали несовершеннолетние водители питбайков, квадроциклов и СИМ. Печальная статистика зафиксировала 12 трагических случаев со смертельным исходом среди детей, а ещё 300 подростков получили травмы различной степени тяжести. Как отмечает Андрей Мухортиков, инфраструктура в большинстве городов пока не готова к такому наплыву новых участников дорожного движения, и часто дети вынуждены передвигаться по проезжей части или тротуарам, где риски возрастают.
Снижение аварийности с СИМ: первые позитивные результаты за семь лет
Интересные тенденции наблюдаются и в сегменте СИМ. Количество инцидентов с электросамокатами и подобными средствами в мегаполисах за полгода уменьшилось на 60%. Сократилось и число пострадавших, хотя, по сравнению с прошлым годом, количество трагических случаев, к сожалению, выросло примерно на 10%. Руководитель системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль выступает за необходимость более строгого контроля этого сегмента.
По его мнению, электро- и моторизированные самокаты и велосипеды должны быть приравнены к полноценным участникам дорожного движения с соответствующей подготовкой водителей и формализацией правил. «Время требует оформления удостоверения для управления такими средствами и создания системы регулирования этого нового вида мобильности», — говорит эксперт. Он отмечает, что многие водители СИМ пока не осознают всей ответственности, что порождает дополнительные риски и осложняет ситуацию на дорогах.
Мнение экспертов: что предопределяет положительный тренд?
Эксперты сходятся во мнении, что снижение общего количества ДТП связано с комплексом вызревших решений, адресных мер и постоянного совершенствования городской инфраструктуры. Всё больше внимания уделяется не только контролю за автомобилями, но и безопасности пешеходов, велосипедистов, владельцев электросамокатов: совершенствуется разметка, ставятся новые светофоры, проектируются комфортные переходы, увеличиваются штрафы за грубое нарушение ПДД.
Свою позитивную роль играют и социальные кампании, направленные на воспитание взаимоуважения между всеми участниками движения. Водители становятся более внимательными и ответственными, всё чаще соблюдают правила, что явно отражается на статистике. Эти небольшие, но важные шаги постепенно формируют безопасную и современную дорожную среду в российских городах.
Меры для будущего: опыт ГИБДД, безопасность детей и развитие СИМ
За первую половину 2025 года сотрудники ГИБДД оформили свыше 21 тысячи административных материалов на водителей средств индивидуальной мобильности за нарушение правил дорожного движения. Среди наиболее частых причин аварий — непредоставление преимущества пешеходам, отсутствие спешивания на пешеходных переходах, движение со скоростью, не соответствующей условиям, а также езда вдвоём на одном СИМ.
Эксперты подчеркивают, что для дальнейшего улучшения ситуации потребуется системный подход: внедрение образовательных программ для детей и подростков, совершенствование городской среды, ужесточение ответственности за опасное поведение на дорогах и, возможно, официальное оформление статуса водителей СИМ. Учитывая накопленный положительный опыт и прогрессивные тренды, можно надеяться на дальнейшее снижение аварийности и ещё более высокий уровень безопасности для всех участников дорожного движения.
Источник: www.kommersant.ru