Максим Соколов и эксперты об антикризисных шагах АвтоВАЗа, КамАЗа и партнеров

Максим Соколов и эксперты об антикризисных шагах АвтоВАЗа, КамАЗа и партнеров

АвтоВАЗ планирует переход к четырехдневной рабочей неделе: ожидания рынка


Максим Соколов и эксперты об антикризисных шагах АвтоВАЗа, КамАЗа и партнеров
-0
Фото: kommersant.ru

В сентябре нынешнего года АвтоВАЗ рассматривает возможность внедрения четырехдневной рабочей недели. Этот шаг позволит предприятию оптимизировать затраты и поддерживать баланс производства в условиях меняющейся рыночной ситуации. Аналитики подчеркивают, что подобный режим может быть актуален длительное время, как и в 2022 году, когда компания уже работала в таком формате три месяца по причине нехватки комплектующих.

По мнению старшего аналитика Владимирa Беспалова, решение применить сокращенный формат занятости на пять дней способствует более рациональному управлению складскими запасами, снижению затрат на покупку комплектующих и оптимизации расходов на персонал. В то же время сохраняется высокая доля постоянных расходов и выполняются социальные обязательства, поэтому существенного повышения рентабельности эксперты не прогнозируют. АвтоВАЗ подчеркивает, что главными причинами обсуждаемого нововведения стали текущие тенденции рынка, включая увеличение ключевой ставки, ужесточение кредитных запросов и существенные остатки машин иностранных брендов, оцененные уже в 400 тысяч автомобилей. Дополнительное давление оказывает и ценовой демпинг со стороны зарубежных конкурентов.

Роль коллектива и производственных мощностей АвтоВАЗа

В 2024 году АвтоВАЗ демонстрирует высокую производственную нагрузку: более 525 тысяч выпущенных автомобилей на заводах в Тольятти, Ижевске, Санкт-Петербурге и Аргуне. Несмотря на утвержденный годовой план в 500 тысяч машин, президент компании Максим Соколов заявил, что программа будет корректироваться с учетом динамики авторынка. Согласно «Автостату», во втором квартале 2025 года продажи новых легковых авто в России снизились на 26,3% до 530,37 тыс. штук, а на автомобили Lada — на 25% (до 155,48 тыс. машин). Это естественный ответ рынка, который сталкивается с избыточным предложением, снижением спроса и усложнением доступа к кредитам для покупателей.

Директор автомобильного консалтинга Виктория Синичкина уверена, что сокращение рабочих смен — разумный инструмент для гибкой адаптации производства под колебания рынка и усиление позиций в конкурентной борьбе с объемами складских запасов иностранных авто. Эксперт Дмитрий Бабанский также отмечает, что в подобных условиях поддерживать сокращенный рабочий режим возможно достаточно долго, особенно учитывая значительные стоки. Владимир Беспалов дополняет, что существенное восстановление рынка возможно не раньше 2026 года, а до конца 2025-го серьезных сдвигов не ожидается.

Позитивные векторы и гибкая стратегия работы

Директор «Автостата» Сергей Целиков обращает внимание, что даже при небольшом подъеме продаж — например, в июле 2025 года ожидаются показатели до 110–115 тысяч новых авто — говорить о полном восстановлении прежних объемов пока преждевременно. Производство на склад допустимо лишь на коротком временном отрезке, однако актуальная ситуация на отечественном авторынке требует четких и взвешенных мер. Остановка заводов — процесс крайне трудоемкий, поэтому практичнее убрать рабочий день, снизив общие нагрузки, но сохранив задействованность коллектива.

Успехи АвтоВАЗа и адаптация модели управления под внешние обстоятельства — залог сохранения рабочих мест и развития предприятия в будущих сезонах. Вектор на стабильность и ответственность перед сотрудниками остается приоритетом и отражен в коллективном договоре компании.

КамАЗ, Ростсельмаш, Кировский завод и Соллерс: реакция автогигантов

Схожие тенденции фиксируются у других крупных игроков российского машиностроения. В КамАЗе сообщили, что возможность перехода на сокращенную рабочую неделю будет пересмотрена летом, в зависимости от рыночной динамики и пакета заказов. Здесь отметили, что спрос на грузовые автомобили за год упал почти на 60%, а позитивные прогнозы до конца года делать сложно.

Ростсельмаш корректирует производственную программу, а также переносит ежегодный отпуск сотрудников на несколько месяцев вперед, чтобы поддержать внутреннюю стабильность предприятия. В группе «Кировский завод», включающей Петербургский тракторный завод, решения по графикам работы также принимаются с учетом изменений рынка. Компания «Соллерс» (включая УАЗ) в настоящий момент не рассматривает переход на четырехдневку, однако сохраняет гибкость и готова оперативно реагировать на трансформации спроса.

Перспективы развития отрасли и новые направления

Ситуация на российском автомобильном рынке уникальна: формируется новая структура спроса, усиливается конкуренция, а отечественные производители ищут свежие механизмы для сохранения динамичного роста. Представители отрасли подчеркивают: если государство примет меры по поддержке покупателей, это станет стимулом для оживления спроса и смягчения текущего затишья.

Участники рынка, такие как АвтоВАЗ под руководством Максима Соколова и его командой экспертов, заверяют, что предпринимаются все возможные шаги для сохранения стабильности, укрепления позиций Lada и расширения ассортимента моделей — в том числе, амбициозное намерение бороться за долю в сегменте кроссоверов, где велико присутствие китайских брендов. Здесь важно не только реагировать на цифровые данные аналитики, но и видеть новые ниши для развития, инвестируя в технологии и модернизацию производственных процессов.

Позитивные ожидания и уверенность в будущем

Среди руководителей ведущих предприятий — Сергея Целикова, Виктории Синичкиной, Дмитрия Бабанского и Владимира Беспалова — преобладает оптимистичный взгляд на будущее отечественного автопрома. Гибкие схемы работы, умелое управление ресурсами и преданность коллективу обеспечивают залог стабильности и новых открытий даже в непростых условиях. Применяемая политика открывает возможности для обновления модельного ряда, активного поиска партнеров и внедрения цифровых решений в производственный процесс.

В целом, отраслевые эксперты сходятся во мнении: адаптивность, клиентоориентированность и рациональное распределение ресурсов позволят российским автоглобалистам пройти текущий период испытаний и подготовить почву для будущего роста. Российский автопром получает новые вызовы, но находит также новые пути к успеху, а значит, впереди — продуктивные решения и яркое обновление всего сектора.

Источник: www.kommersant.ru

Последние новости