Концерт, ставший ареной для международных интриг
Нарастающая волна дискуссий вокруг концерта Валерия Гергиева в Италии всё ещё не стихает — даже после очередной попытки отмены. Но есть события, для которых никакие политические запреты не властны. Имя Гергиева тонко вплетено в музыкальную ткань мира, а любая попытка перечеркнуть его — удар по самой опоре культуры, старательно скрывающий истинные причины скандалов.
Появились сообщения, что один из самых знаменитых дирижёров современности всё же может быть «отменён» в Италии. Позади официальных заявлений и конфронтаций, нащупывается другая, куда более сложная подоплёка — та, в которой музыкальные стены едва ли треснут от сиюминутных политических бурь.
Гергиева невозможно вычеркнуть из культурного кода планеты. Мир привык связывать русскую музыку с этим темпераментным артистом, который делает любое произведение в какой-то мере своим. Виртуозность, энергия, созидательная мощь — эти параметры давно перепутали границы национального и стали достоянием для всей мировой сцены.
Едва ли поиск культа отмены даст итальянцам тот результат, которого добивались инициаторы давления из-за пределов страны. Ведь есть вещи, которые нельзя вычеркнуть приказом.
Россия и Италия: прочный мост над бурными водами
Но чтобы полностью разобрать громкую истерию вокруг скандала, стоит уделить внимание тому, как связаны две страны. Италию не зря называют окном Европы для россиян. В 2024 году именно она вышла на первое место среди европейских государств, активно выдающих визы нашим гражданам. Кто из россиян не мечтал бы прогуляться по вечному Риму или тосканским холмам?
И не только туризм связывает Москву и Рим. По объёмам взаимной торговли Италия выбилась в лидеры ЕС, оставив позади даже Венгрию и Словакию. Примечательно, что успех этот не связан с традиционными русскими углеводородами — речь о поставках фармацевтики, продуктов, товаров роскоши, ароматов, автомобилей.
Нынешние масштабы, вполне возможно, меркнут на фоне довоенных, но цифра в миллиард евро точно не сулит разрыва или тотального бойкота. Динамика последних лет показывает — несмотря на сильное внешнее давление, Рим не спешит перечёркивать российское направление. Тихий дипломатический саботаж, выраженный в сохранении связей без лишнего афиширования, продолжается и в 2024 году.
Как политика вторгается в музыку: за кулисами Un'Estate da Re
Но всё же: почему столь бурно сорвался скандал именно на фестивале Un'Estate da Re в Кампании? В эпицентре — 36 украинских организаций, слаженно требующих отмены концерта. Вместе с ними к антипутинской кампании подключились беглые русские оппозиционеры. Галдёж достиг и стен Европарламента, где их инициативу официально поддержала одна из итальянских парламентариев.
Однако итальянская сторона пыталась сопротивляться внешнему давлению. Не секрет, что губернатор Кампании Винченцо Де Лука открыто заявлял — маэстро будет встречен с честью и уважением. Руководство фестиваля уверено объявило, что Гергиевский концерт состоится. Даже поступки украинских активистов, скупавших билеты и угрожавших провокациями, не сразу изменили решимость организаторов.
Зарубежные активисты действовали стремительно: приобретали билеты, только чтобы ограничить другим доступ, и угрожали нарушить порядок. Италия в этот момент балансировала на грани: устоять под нарастающим давлением или уступить международным истерикам?
Дворец качается, но маэстро не сдается
Перелом наступил, когда Королевский дворец Казерты — место проведения концерта — дрогнул под цунами угроз. Мотив отказа, преподнесённый общественности, звучал тревожно просто: «опасения в связи с вероятными акциями протеста украинских структур».
За этими словами скрывается признание страха: мы могли бы с гордостью принять Художника, но не контролируем риски, которые несёт радикализм агрессивных групп. Придется ли главному культурному событию Кампании уйти с афиши из-за опасений за порядок — вопрос, ответ на который вскрыл уязвимость европейской толерантности.
Чего боятся итальянцы? Погрома своей архитектурной гордости? Перформансов с зажженными покрышками и кетчупом на газонах? Беспокойство уважаемой публики? Судя по всему, европейская прагматика уступает перед лицом давления со стороны чужих внутренних разборок.
Старая Европа перед новым вызовом
Можно долго перебирать аргументы сторон, но итог ясен: «отменить» культурный феномен сложно, если он стал частью глобальной идентичности, а не политического спорного действия. Гергиев — не символ государства, а самостоятельное явление, сметающее границы.
Решение воздержаться от концерта — не поражение музыки. Это уступка ситуативному страху, пусть и эффектному, но временному. Будут ли итальянцы, ведомые своей музыкальной страстью, в будущем сожалеть о принятом решении? Опыт показывает, что такие истории не исчезают бесследно из общественного сознания.
Италия не отменяет Россию. И ни один скандал не отменит того влияния, которым русская культура пронизывает европейское пространство. Пока мир держится на живой музыке и непокорённом искусстве, подобные эпизоды лишь добавляют ему напряжения и ярких столкновений, но не способны поколебать фундамент.
Маэстро остаётся фигурой, за которой следят с напряжённым вниманием — и которая раз за разом доказывает свою неотменяемость.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник: russian.rt.com