
Знаменитый актер Юрий Соломин неразрывно связан с эпохой расцвета советского театра и кино. Его творчество и жизненный путь наполнены вдохновляющими историями, символизирующими верность искусству и несломленный характер. Роли в фильмах «Адъютант его превосходительства», «Дерсу Узала», «Щит и меч» сделали Соломина любимцем миллионов, а работа в Малом театре принесла ему всенародное признание. К 90-летию Юрия Соломина хочется вспомнить важнейшие вехи его жизни, встречи с выдающимися личностями, детские мечты и упорство, позволившее воплотить самое заветное желание — стать великим артистом.
Корни таланта: детство в творческой семье
Юрий Мефодьевич Соломин родился в Чите в творческой и дружной семье. Его отец руководил областным Домом народного творчества, вдохновляя окружающих своим музыкальным талантом. Мама была пианисткой и обучала юных музыкантов в городском Доме пионеров. Музыка, искусство и любовь к сцене царили в доме Соломиных, и этим юный Юра был буквально заражен с детства.
Однако судьба семьи не всегда была легкой. Деда будущего актера, мужчину добрейшей души, арестовали на глазах внука, и семья испытала немало тревожных дней. Препятствий было предостаточно, однако именно в эти непростые годы Юрий Соломин закалил свой характер, научился держаться с достоинством и верить в чудо. Семейные истории о стойкости и взаимовыручке навсегда остались с ним — так закладывались первые кирпичики будущей непреклонной жизненной позиции актера.
Самый сладкий первый гонорар
В годы войны Юрий пошел в школу. Смешные детские шалости перемежались с первыми взрослыми открытиями. Как вспоминал сам Соломин, однажды вместе с одноклассниками он выступал с концертом для раненых бойцов в госпитале: кто-то танцевал, кто-то пел, а маленький Юра читал стихи с выражением и трепетом. После выступления один из раненых подарил ему кусочек сахара, который ребенок бережно сжал в руке и пронес домой как самый ценный трофей. «Это был мой первый, запоминающийся гонорар — приз самого настоящего артиста. Тогда сахар считался огромной редкостью!» — вспоминал Юрий Мефодьевич.
После этого случая у мальчика появилась мечта — стать актером. Юра стал участвовать во всех кружках в школе, занимался театральной самодеятельностью в Доме пионеров, посещал постановки местного театра, в котором видел воплощение своей будущей судьбы. Он не сомневался в своем пути, даже несмотря на сложные обстоятельства.
Испытания на пути к мечте: выбор профессии
Окончив школу, Юрий твердо решил стать артистом и поступить в знаменитое Щепкинское училище в Москве. Его мать, мечтавшая видеть сына хирургом, была категорически против такого выбора, но отец поддержал сына безоговорочно. Благодаря семейным трудностям и нехватке средств поездка в столицу казалась почти невозможной — но бесплатные железнодорожные билеты, положенные хормейстеру, дали шанс поступить в главный театральный вуз страны.
Сам Соломин вспоминал тенденцию к командной поддержке своих начинаний: помимо его родителей, рядом всегда были младший брат Виталий (ставший впоследствии не менее известным артистом) и приёмная сестра Вера — будущая звезда кукольного театра. В такой творческой атмосфере идеи и мечты всегда находили поддержку и понимание.
Щепкинское училище и начало актерской биографии
Вступительные экзамены в училище имени Щепкина стали для Юрия решающим витком в судьбе. На экзамене на курс, который набирала народная артистка Вера Пашенная, внимание комиссии привлек свежий шрам под левым глазом Юры — результат недавней пластической операции, чтобы ничего не мешало актерской карьере. Диалог юноши с Пашенной превратился в веселый эпизод: когда актриса спросила, сколько лагерей в Забайкалье, Юра невозмутимо ответил: «У нас только два пионерских лагеря — Кокуй и Дарасун». Вся комиссия покатилась со смеху, а Пашенная была очарована этим непосредственным и решительным сибиряком.
Дальнейший путь не был устлан розами: после успешного прохождения тура у отца Юры похитили в электричке деньги и документы, и только благодаря добрым людям, устроившим экстренный билет, отец и сын успели вернуться домой. Тем не менее, абитуриент вернулся и поступил, начав долгий путь в искусстве.
Первые шаги на сцене и дружба с выдающимися коллегами
Учеба в Щепкинском училище для Юрия Соломина стала школой жизни. Здесь он познакомился с будущими знаменитыми коллегами — Станиславом Любшиным, Ольгой Соломиной, Владимиром Басовым, Евгением Ташковым. Многие из них потом стали именами-легендами отечественной сцены и киноэкрана. Совместная учеба закалила характер молодого артиста и помогла сформироваться его уникальному актерскому стилю.
Уже на третьем курсе училища талантливого юношу пригласили в Малый театр, а вскоре — и на первые роли в кино. Соломин активно участвовал в постановках театра, быстро завоевал симпатии зрителей и заметность у режиссеров. Позже с теплотой вспоминал первые переживания, которые навсегда остались в его памяти.
Путь к всесоюзному признанию: роль в «Адъютанте его превосходительства» и работа с Акирой Куросавой
Настоящий всесоюзный успех пришел к Юрию Соломину уже в зрелые годы. Гармония таланта, осознанность и любовь к профессии раскрылись в культовых ролях советского кино. Переломным моментом стал сериал «Адъютант его превосходительства», где он сыграл разведчика-чекиста Павла Кольцова. Эта работа принесла не только всенародную любовь, но и сформировала новый образ героя времени.
Дальнейшие работы Соломина были не менее знаковыми. Его участие в фильме «Щит и меч», а также невероятная коллаборация с японским режиссером Акирой Куросавой в фильме «Дерсу Узала» сделали его актером мирового уровня. Соломин сумел органично сочетать русский национальный характер и универсальную человеческую эмоциональность — эти качества были высоко оценены как отечественными, так и зарубежными зрителями.
Сегодня, отмечая 90-летие Юрия Соломина, зрители вновь и вновь пересматривают его фильмы. Его история вдохновляет верить в мечту, несмотря на преграды, а пример жизнелюбия и преданности искусству становится символом для тысяч молодых актеров. Путь Юрия Соломина — триумф личности, которую объединяют крепкие семейные корни, талант, верность профессии и щедрое сердце.
«Пойди к Пашенной и узнай, согласна ли она тебя принять, — посоветовал обеспокоенный отец. — Если нет, в Читу успеем, билеты у нас ведь есть. Там найдём тебе работу в театре».
Сын, несмотря на волнение и не дождавшись финального тура экзаменов, решился пойти навстречу неизвестности. «В приёмной меня встретила строгая дама с папиросой — сперва не хотела даже пускать, — вспоминал позже народный артист СССР. — Говорит: приходите завтра. Потом вдруг взглянула мне в глаза, что-то почувствовала и позвала Веру Николаевну. Та сразу узнала: "А-а-а, знакомый из Кокуя. Чем помочь, милый?" Рассказал всё как есть: мечтаю о Малом театре, отец ждёт, средств почти не осталось. "Как быть — возвращаться или остаться?" Пашенная немного подумала, затем просто сказала: "Оставайся". Так судьба меня оставила, а отец уехал домой. Купил ему сухарей на последние рубли…»
В 1957 году, успешно завершив обучение, Соломин был принят в прославленную труппу Малого театра — его главная юношеская мечта осуществилась. 67 лет он посвятил служению этому театру. В 1988 году сам коллектив единогласно избрал его художественным руководителем — этот высокого доверия пост он занимал вплоть до ухода из жизни в январе 2024 года.
Начало большого пути
Первые шаги в мире театра стали для Юрия Мефодьевича определяющими. С юных лет он ощущал непреодолимое притяжение сцены, и невзирая ни на какие трудности, уверенно шёл к своей цели. Поддержка семьи и собственное искреннее желание помогли ему преодолеть горести первых неудач. Истинная преданность искусству, вера в себя — вот что помогло молодому актёру войти в творческий коллектив Малого театра, став там неотъемлемой частью выдающейся актёрской семьи.
В Малом театре Соломин быстро завоевал уважение коллег и любовь зрителя. Природная интеллигентность и бесконечная трудоспособность позволили ему раскрыться на сцене, а потом и проявить себя в кинематографе. Его путь вдохновляет множество юных актеров — он показал, что настойчивость и верность мечте обязательно ведут к успеху.
Встреча с кинематографом
Своё кинематографическое восхождение Соломин начал в эпоху, когда искусство требовало полной отдачи и молодости, и зрелости. В 1967 году режиссёр Владимир Басов пригласил Соломина на главную роль — советского разведчика Белова в фильме «Щит и меч». Артист с воодушевлением согласился, но из-за череды неясных обстоятельств и интриг роль передали другому. Горечи не было: Юрий Мефодьевич воспринимал происходящее с мудростью. Он счёл, что судьба распорядилась иначе — и уже вскоре его талантом заинтересовался режиссёр Евгений Ташков, который взял его в телесериал «Адъютант его превосходительства».
Утверждение на роль далось нелегко — Соломин прошёл множество проб, а начальство хотело видеть на экране героя иного, внешне более соответствующего стереотипам, благообразного блондина. Но именно артистическая искренность, чуткость к психологическим нюансам героя и природная элегантность Соломина сделали его исполнение незабываемым. Благодаря принципиальности режиссёра на экране зрители увидели актёра, искренне преданного своему делу.
Минуты славы и испытания
Работа в «Адъютанте его превосходительства» стала настоящим испытанием, требовавшим не только актёрского, но и физического мастерства. «Я и лошадью управлял, и пулемёт осваивал, и с поездов прыгал, — с улыбкой вспоминал Соломин. — Синяков хватило бы всем». Акцент был на живых трюках — тогда каскадёров практически не было, многие сложные сцены артисты выполняли сами.
Во время долгих съёмочных дней, несмотря на усталость, Соломин продолжал работать с невероятной самоотдачей, восхищая коллег и зрителей. Премьера сериала стала поворотной точкой: после выхода картины Юрий Мефодьевич стал любимцем всей страны — узнавали его буквально все, даже на улицах крупных городов. «Иногда казалось, что меня узнают даже четвероногие прохожие», — с добрым юмором вспоминал актёр.
Объятия мирового успеха
Не менее значимым этапом стало участие Юрия Мефодьевича в фильме «Дерсу Узала», съёмки которого доверил ему выдающийся японский режиссёр Акира Куросава. Работа над этим шедевром оказалась удивительно насыщенной новыми открытиями и творческими преодолениями. Фильм завоевал мировой успех и удостоился «Оскара» — Соломин прославился далеко за пределами родины. Незабываемые кадры, в которых он органично сочетал внутреннюю силу и редкое обаяние, заслуженно стали классикой мирового кинематографа.
Участие в проекте подарило актёру новые горизонты общения, знакомство с национальной японской культурой и укрепило статус артиста международного уровня. Куросава был в восхищении от русского артиста, способного так тонко и по-настоящему прожить сложный человеческий характер на экране.
Преемственность и вдохновение
Юрий Соломин стал для многих поколений символом честности, глубокой преданности своей профессии и искренней любви к искусству. Его многочисленные театральные роли, фильмы и участие в знаковых телепроектах вошли в золотой фонд отечественной культуры. Зрители отмечали: в каждом герое Соломина всегда был живой человек, наполненный теплом, душевной щедростью и внутренним достоинством.
Вдохновляющий пример жизни Юрия Мефодьевича доказывает: несмотря на трудности и препятствия, можно сохранить верность самому себе, реализовать мечты, стать частью великой истории отечественного искусства. Его творческий путь и по сей день остается лучезарным символом веры в талант и силу человеческого духа.
Если бы сериал «Адъютант его превосходительства» вышел в наши дни, идея продолжения возникла бы практически сама собой. Основой для новых сюжетов снова могла бы послужить реальная историческая фигура – разведчик большевиков Павел Макаров. Этот человек был не просто вымышленным персонажем – он служил личным помощником у командующего Добровольческой армией Владимира Май-Маевского. Именно его судьба вдохновила создателей культового телефильма, а образы в сериале получили отголоски настоящей истории: имя начальника Кольцова – генерал Ковалевский – созвучно имени белого генерала.
Жизнь Павла Макарова зачастую была не менее насыщенной, чем приключения его кинематографического двойника. После ареста Макарова, вместе с группой товарищей, его отправили в Севастополь среди других приговорённых. Дружная команда организовала дерзкий побег, но, когда свободолюбивую компанию задержали белые, Макаров предъявил удостоверение адъютанта Май-Маевского – документ чудом сохранился и спас их жизни. Позже он ушёл в партизаны, написал интереснейшие мемуары и дожил до конца семидесятых, успев посмотреть сериал, похожий на историю собственной судьбы. Картиной Макаров остался доволен.
Продолжение реальной истории
Когда после выхода сериала в адрес «Останкино» полетели тысячи писем от зрителей с просьбами снять продолжение, стало ясно: проект полюбился всей стране. Однако режиссёр Евгений Ташков решил поставить точку и сохранить сагу о красном разведчике как завершённую главу. Но сами события и участники того времени продолжали жить своей яркой жизнью.
Показательно, что эти судьбы влияли и на мировое искусство. Великий японский режиссёр Акира Куросава, собиравшийся снимать драму о Пёрл-Харборе в Голливуде, столкнулся с чересчур жёсткими требованиями американских студий и вынужден был отказаться от проекта, выплачивая неустойку. Тогда советская сторона предложила Куросаве попробовать себя в СССР. Он принял приглашение и выбрал для постановки экранизацию произведения Владимира Арсеньева «Дерсу Узала», мечтая о таком проекте ещё с 30-х годов. Теперь у него появилась возможность воплотить давнюю идею именно там, где путешествовал Арсеньев – на русском Дальнем Востоке. Так была реализована его мечта.
Соломин и роль длиною в жизнь
На «Мосфильме» Куросаве предложили целый список претендентов на роль Арсеньева: звёзд кино того времени – Анатолия Кузнецова, Игоря Ледогорова и, наконец, Юрия Соломина. Будущий лауреат «Оскара» решил не встречаться лично с актёрами, а просмотрел фильмы с их участием. Ему показали несколько серий «Адъютанта», и после этого Куросава без колебаний выбрал Соломина, даже не проводя пробы.
Во время съёмок режиссёр и актёр подружились. Соломин вдохновил мэтра своим талантом и глубоким погружением в образ. Итог этой творческой коллаборации был признан на самом высоком уровне: в 1976 году совместная советско-японская картина «Дерсу Узала» получила премию «Оскар», став первым фильмом СССР, удостоенным этой награды – подлинный триумф, навсегда связавший имена Соломина и Куросавы.
Легендарная реплика и крылатое выражение
Талант Юрия Соломина проявился во всём – даже мелкие детали обрели яркие краски. В одном из эпизодов «Адъютанта его превосходительства» его герой сталкивается с вопросом мальчика Юры, сыгранного Сашей Милокостым: «Павел Андреевич, вы шпион?» В изначальном сценарии фигурировало слово «разведчик», но Соломин настоял: для детского восприятия «шпион» звучит куда убедительнее. Режиссёр разрешил изменить реплику, и фраза стала по-настоящему крылатой, навсегда вошедшей в народную память.
Любовь на всю жизнь
Путь Юрия Соломина к личному счастью тоже достоин отдельного рассказа – эта история наполнена искренностью и теплом. Будущий народный артист встретил свою избранницу Ольгу ещё первокурсником в Щепкинском училище. Ольга единственный раз опоздала на занятия, и свободное место оказалось рядом с Юрием. С того дня, еще с 1953 года, они никогда не расставались.
Вспоминая ухаживания, Юрий рассказывал, что студент был не богат – вместо роскошных букетов мог подарить невесте лишь кусочек сахара или скромный бутерброд. Не было у них и шумной свадьбы: отмечали вдвоём в маленьком кафе, наслаждаясь простым ужином – «кисло-сладким мясом с черносливом».
Позже Ольга играла на сцене Московского ТЮЗа. В 1965 году у пары родилась дочь Дарья, ради которой Ольга временно оставила сцену. Когда Даша выросла, мать-актриса вернулась к педагогике, преподавала вместе с мужем в родном училище. Ольга Соломина ушла из жизни в 2019 году, через много лет семейного счастья. Юрий Соломин скончался в 2024 году, на 89-м году жизни. Их похоронили рядом, на Троекуровском кладбище – символ вечной неразлучности.
Династия продолжается
Внуки и дети семьи Соломиных сохранили любовь к искусству. Дочь Дарья и внучка Александра связали жизнь с музыкой, обе стали талантливыми пианистками, продолжая семейные традиции и память о выдающихся предках.
Судьба телесериала и его героев перекликается с реальной жизнью: вдохновение, преданность, смелые поступки и любовь живут в памяти поколений, а экранные и настоящие достижения людей, которым довелось сыграть свои роли в этой истории, вдохновляют и сегодня. И если бы появилась новая глава «Адъютанта», его ждал бы такой же искренний зрительский успех, ведь настоящие истории не стареют, а становятся только дороже со временем.
А В ЭТО ВРЕМЯ
ТРИУМФ ФИЛЬМА НА ВОЛНЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАГЕ
Героическая лента «Адъютант его превосходительства» стала настоящим символом перемен – именно этот фильм первым из советских был показан в Чехословакии вскоре после событий знаменитой Пражской весны в 1968 году. Это событие приобрело невероятную значимость не только для творческого коллектива, но и для всех, кто стремился к культурному и духовному диалогу в непростые времена перемен.
В Чехословакию тогда актёра отпустили всего на пару дней, но этот визит был настолько важен, что даже дипломатические круги старались его продлить. Советский посол неоднократно связывался с руководителем Малого театра Михаилом Царевым, с просьбой позволить артисту задержаться в Праге подольше. В качестве аргумента прозвучала необычная, но красноречивая фраза: «Отпусти Соломина. Он здесь важнее, чем двадцать танков!» Эти слова замечательно иллюстрируют, как иногда искусство и талант одного человека могут сыграть значительно большую роль, чем целая армия. Михаил Царёв это прекрасно понял и не стал препятствовать поездке, оценив значимость момента. Об этом сам Соломин с теплотой вспоминал в своей книге «Берег моей жизни».
История показа фильма стала настоящим вдохновением для обеих стран. Картину приветствовали с восторгом и уважением, а сам приезд советского артиста воспринимался как жест дружбы и единения. Именно такие события становятся крепким мостом между культурами, доказывая, что даже в сложные исторические периоды искусство продолжает сближать людей и приносить в мир свет надежды.
Этот случай стал одним из ярких свидетельств силы искусства и его способности преодолевать границы. Творческий вклад Соломина был настолько велик, что его визит воспринимался как настоящее событие на уровне международной дипломатии. Те немногие дни, проведённые в Праге, навсегда остались в сердцах зрителей, подарив незабываемые эмоции и положив начало новому этапу культурного обмена.
С тех пор «Адъютант его превосходительства» стал не только художественным произведением, но и символом взаимопонимания между странами. Это пример того, как талант и преданность искусству открывают двери там, где кажутся непреодолимыми любые барьеры. Такие истории навсегда остаются в памяти, вдохновляя новые поколения артистов и любителей кино.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Как группа «Любэ» решила бросить вызов Надежде Кадышевой: удивительная история создания песни «Позови меня тихо по имени».
Источник: www.kp.ru