Новые горизонты: Ливерпульская биеннале возвращается с локальным акцентом
Летний сезон 2024 года обещает быть насыщенным для поклонников современного искусства: сразу несколько ключевых арт-событий стали центром внимания коллекционеров, художников и любознательных зрителей со всего мира. Одной из таких заметных площадок вновь становится Ливерпульская биеннале, которая в этом году проходит под кураторством Мари-Энн Маккуэй. С момента своего основания, это событие неизменно привносит в британскую арт-сцену свежие идеи, демонстрируя глубокую связь с культурным наследием Ливерпуля и многогранностью его голосов.
Тема текущей экспозиции — «Коренная порода». Организаторы призывают задуматься над тем, какие исторические пласты формируют память города и влияют на его развитие. В этом отражении истории и настоящего сливаются работы около 30 художников, среди которых Кристин Сун Ким, Джевдет Эрек, Мунир Аль Сольх и Видлайн Кадет. Ливерпульская биеннале вновь подтверждает свой статус лаборатории творческих поисков, где возникают неожиданные идеи и строится диалог между разными культурами. Открытие состоялось 7 июня, и экспозиция будет радовать гостей вплоть до середины сентября, давая время каждому в свободной атмосфере познакомиться с самыми актуальными практиками мирового искусства.
Берлинская биеннале: кто становится аутсайдером в большом городе?
В этом сезоне особое внимание приковано и к Берлинской биеннале под руководством куратора Заши Колах, талантливо выстраивающей нити между актуальными городскими темами и вопросами культурной идентичности. Звериная метафора становится отправной точкой рассуждений: лисицы, давно освоившиеся в берлинских парках и дворах, для горожан по-прежнему остаются маргиналами. Этот феномен куратор использует как повод поразмышлять о том, кто и почему оказывается вне традиционных социальных кругов.
Берлинская биеннале в этом году разворачивается как диалог с обществом о границах и возможностях идентичности. Крупнейшие международные биеннале давно знамениты тем, что дают слово тем, кто обычно оказывается на обочине общественного внимания, и Берлин по праву лидирует в этом диалоге. Оптимистичный настрой и открытость к переменам вновь становятся отличительной чертой этой выставки, празднично подчеркивая перемены, происходящие в урбанистической культуре города. Каждая работа становится откровением, а сам проект — мотивирующим примером для тех, кто верит в силу культурного обмена.
Мюнхенский Дом искусств: искусство глазами детей и вместе с ними
Мюнхен летом также не отстает — Дом искусств приглашает посетителей погрузиться в исследование «Для детей. Художественные истории с 1968 года», посвящённое способностям юного взгляда преобразовывать мировое искусство. Наив, свежесть, свобода творческого мышления — все это становится лейтмотивом выставки, вдохновленной наследием Жана Дюбюффе, одного из первых художников, обративших взгляд на искусство, созданное детьми.
Мастер говорил: «Картины, написанные детьми, всегда трогали меня, и я хотел работать, ориентируясь на эту непосредственность». Теперь к этому откровению подхватывают инициативу новые поколения художников. На экспозиции можно увидеть, как Эй Аракава-Нэш предлагает маленьким участникам создавать творения прямо на полу музея, а Ку Чжон А удивляет скульптурой, по которой можно кататься на роликах. Совместное творчество художников и детей рождает подлинную радость и доказывает: инновации могут быть простыми и искренними, а детский взгляд вдохновляет даже профессионалов.
Имена, которые меняют арт-сцену
Этот насыщенный летний сезон выделяется участием мощных современных авторов. Кристин Сун Ким тонко анализирует границы восприятия, Мунир Аль Сольх открывает новые горизонты понимания идентичности, а Джевдет Эрек экспериментирует со звуком и пространством, создавая уникальные инсталляции. Заша Колах и ее свежий кураторский взгляд еще раз доказывают, что Берлинская биеннале способна диктовать международную повестку.
Гости выставок смогут лично убедиться в способности искусства служить площадкой для обмена опытом, для расширения рамок привычного и, главное, для поиска вдохновения. Независимо от того, выберете ли вы путешествие в Ливерпуль, Берлин или Мюнхен, в каждом из этих городов откроется удивительный мир, где творчество не знает границ, а создатели, такие как Мари-Энн Маккуэй, Жан Дюбюффе, Эй Аракава-Нэш и Ку Чжон А, продолжают вдохновлять на яркие перемены и новые открытия.
Этим летом каждое из трех событий — праздник многообразия, смелого взгляда на общество и большего искусства. Ливерпульская биеннале, Берлинская биеннале, Мюнхенский Дом искусств и блестящие авторы делают культурную карту Европы яркой и вдохновляющей для ценителей и новичков.
Источник: www.kommersant.ru