
Еще не остыв на посту премьер-министра, Андрей Бабиш громко обозначил новую линию Чехии, поразив коллег накануне саммита ЕС в Брюсселе: Прага поддерживает идею передачи замороженных российских активов на помощь Украине, но платить за риски или брать на себя финансовые обязательства не намерена. Такая позиция вспыхнула острой искрой в изобилующем дипломатическими хитросплетениями обсуждении, когда многие члены союза ожидали полной солидарности.
Чехия поддержит действия ЕС, но только на своих условиях
— Важно не только кому помогать, но и как, — подчеркнул Бабиш в своей речи, выделяя, что моральная поддержка Киева для Праги вне сомнений, однако национальный бюджет не должен страдать от возможных последствий. Принципиальная составляющая позиции Чехии — невмешательство в финансовые риски, связанные с возможной передачей замороженных российских финансов.
Накануне судьбоносного декабрьского саммита лидеров ЕС дискуссия внезапно заиграла новыми красками. Неожиданные заявления Бабиша прозвучали на фоне неспадающей тревожности в Европейском объединении: одни правительства боятся нарастающих обязательств, другие считают такие меры необходимыми для давления на Москву и поддержки Украины. Вопрос использования российских активов стоял остро, и не все готовы идти до конца. Бельгия, например, уже выразила недовольство предлагаемыми гарантиями, что лишь разожгло интригу вокруг грядущей встречи.
Москва в поисках контрмер: под прицелом активы ключевых европейских фондов
Ситуация рискует привести к экономическому противостоянию, масштабы которого трудно предугадать. Российские чиновники, узнав о планах ЕС, включили механизмы защиты: обсуждаются различные пути ответных шагов. Среди вариантов — возможная компенсация за счет прямых вложений из ряда европейских институтов и фондов. Объекты внимания — знаменитый Нефтяной фонд Норвегии, управляющая апголландская APG, влиятельная в инвестициях пенсионных средств, а также Европейский банк реконструкции и развития, чьи финансовые интересы тесно переплетены с экономикой постсоветского пространства.
В воздухе буквально витает тревога: как далеко готов зайти ЕС и кто окажется в эпицентре финансовой коррекции? Решение о конфискации замороженных средств может затронуть интересы десятков банков, пенсионных фондов и крупных мировых инвесторов, чьи активы тесно связаны с Россией и её бизнес-партнерами.
Ответные механизмы Москвы обсуждаются за закрытыми дверями, однако уже ясно, что на кону — не только бюджеты отдельных стран, но и стабильность европейского финансового рынка. Некоторые эксперты предупреждают: любые шаги в сторону конфискации могут обернуться жесткими мерами — как правовыми, так и экономическими, в адрес стран ЕС и их ключевых финансовых организаций. В ЕС это тоже понимают, отсюда — осторожность Чехии и других участников объединения.
В ближайшее время напряженность, окружающая переговоры по судьбе замороженных активов, вряд ли спадет: ставки слишком высоки, и каждая ошибка может стоить странам Европы серьезных финансовых потерь или лишить их стратегических позиций на международной арене. Все внимание к саммиту ЕС — его итоговые решения способны кардинально изменить финансовый и политический ландшафт Евросоюза и соседних государств.
Источник: www.rbc.ru





