
Искусственный интеллект окончательно вышел из сферы специалистов и встроился в повседневный язык молодежи. Это не просто компьютерный жаргон, а почти культурный сдвиг. По данным ВЦИОМ (июнь 2025), для молодежи 18-24 лет интернет больше не развлечение и не инструмент. Это полноценное пространство жизни сейчас, когда виртуальное взаимодействие вытесняет живые встречи. Молодые люди проводят в сумме около девяти часов ежедневно в различных социальных сетях, маркетплейсах, видеохостингах и так далее. Если вам не страшно, то можете зайти в статистику используемых приложений на своём телефоне, чтобы увидеть собственную картину.
Онлайн-среда сформировала для молодёжи совершенно новую картину мира, в которой рождаются новые слова, отражающие реальность, которую взрослые еще не полностью понимают. Слова «промпт», «слоп», «брейнрот», «галлюцинация» — это не модный сленг, это понятия, которыми молодежь описывает свою жизнь в эпоху искусственного интеллекта.
Параллельно старшее поколение попадает в сложную ситуацию, ощущая тревогу перед цифровым разделением. Каждый третий россиянин старше 50 лет боится отстать от технологий. При этом молодежь осознанно переходит на язык взрослых при общении, показывая глубокую лингвистическую компетентность. Это открывает возможность для реального диалога между поколениями, если обе стороны готовы услышать друг друга.
Топ ИИ-ориентированных слов: что говорят молодежь и взрослые

Исследование компании LiveDune совместно с СПбГУ и ЮФУ (декабрь 2025) проанализировало 64 миллиона комментариев на разных платформах. Результаты поразительны. Первое место — слово «бот». Встречается почти в три раза чаще «топа». Второе место: «топ». Третье: «норм». Четвертое: «ИИ» — здесь произошел взлет на 300% за год. Пятое: «го». Также популярны «чел», «фейк», «инет», «вайб», «чекать» и мем «окак».
Анна Полоян, старший преподаватель ЮФУ, объясняет это так: 2025 год стал «годом искусственного интеллекта». Активное обсуждение ИИ-технологий напрямую повлияло на растущую популярность IT-терминов в речи молодежи. Словарь пользователей все больше насыщается технической лексикой, что отражает глубокую интеграцию цифровизации в повседневную жизнь. Интересный момент: «ТГ» (сокращение Telegram) в этом году не учитывается как слен, лингвисты признали его устоявшимся сокращением, вышедшим за пределы молодежного жаргона. Слова-«прорывы» 2024 года («квадроберы») и 2023 года («чушпан») теперь даже не входят в топ-100. Это показывает скорость изменений в молодежной коммуникации и переменчивость сленга.
Лингвисты выделяют главные группы ИИ-лексики:
- Взаимодействие с искусственным интеллектом. Сюда входят: «промпт» (текстовый запрос к нейросети), «токен» (единица информации для модели), «галлюцинация» (ложное утверждение ИИ), «бот» (автоматизированный агент).
- Оценка качества контента. Включает «слоп» (небрежный ИИ-контент), «брейнрот» (деградация мышления от потребления низкокачественного контента), «дип-фейк» (поддельное видео, созданное ИИ), «рифмач» (ИИ для создания текстов).
- Социальные состояния, рожденные ИИ-эпохой: «делулу» (самообман, усиленный потреблением ИИ-контента), «думер» (апатичный потребитель слопа). Эти слова структурируют, как молодежь видит и оценивает цифровую реальность. Они не просто название явлений, но концептуальные рамки понимания.
Как взрослые реагируют на эту лексику? Опрос Газеты.ru (октябрь 2024) дал неожиданные результаты. 60,9% родителей часто слышат сленговые слова от детей. 56,5% спокойно относятся к сленгу. 14,1% одобряют и сами пытаются использовать такие слова. Только 9,7% резко против, отмечая, что их раздражает сленг в речи. Самое известное слово родителям — «кринж» (73,4%). «Вайб», «варик» и «агриться» знают 57%, 46% и 40% соответственно. Менее знакомы типологии мужчин: «скуф», «тюбик», «чечик» знают лишь 18%, 17% и 10% родителей. 22,9% взрослых начали использовать эти слова сами, предпочитая эмоциональные термины. Это показывает стратегию адаптации: родители выбирают слова, описывающие ситуации и эмоции, а не технические определения. Они пытаются быть ближе к детям, выбирая то, что понимают сами.
Почему молодежь выбрала ИИ-лексику

На психолингвистическом уровне слово «промпт» — это не просто новое название. Это метафора нового типа отношений. Раньше молодежь потребляла технологии. Сейчас молодежь управляет ими через текстовый запрос. Это активное, директивное отношение. «Промпт» символизирует власть над машиной. Это отражает фундаментальное изменение в самоощущении поколения Z. Они не потребители, а пользователи, которые могут давать команды.
Анна Полоян и её коллеги подчеркивают: молодежь быстро интегрирует технологии в язык. ИИ-лексика служит маркером компетентности. Когда молодой человек использует слово «галлюцинация» для описания ошибки нейросети, он сигнализирует: «я в теме, я понимаю, как это работает». Это не просто знание факта. Это демонстрация принадлежности к «продвинутому» поколению. В интернет-сообществах язык выполняет функцию социальной иерархии: те, кто использует актуальную ИИ-лексику, занимают более высокий статус, чем те, кто её не знает. Это древний механизм социализации, воплощенный в новой форме. На лингвистическом уровне все проще: молодежь экономит время. По данным ВЦИОМ, молодые люди проводят девять часов в день онлайн. На 9 часов в день нужна эффективная коммуникация. «ИИ» вместо «искусственный интеллект» — это ускорение. Аббревиатуры позволяют быстрее писать в мессенджерах. Язык адаптируется к новой скорости жизни.
Почему молодежь критикует ИИ-лексику

Наиболее интересный феномен: молодежь одновременно создает и критикует ИИ-контент. Слова «брейнрот» и «слоп» возникли не случайно. Они отражают молодежную рефлексию на проблему. Молодые люди ежедневно видят низкокачественный контент, созданный нейросетями и осознают, что тратят время впустую.
Но при этом часто сами создают такой контент — из экономических причин. Студент с Филиппин заработал $9000 за месяц на брейнрот-видеороликах, тратя на каждый ролик 1-2 часа. Это и есть реальное противоречие экономики контента. Молодежь признает проблему словом «слоп», но продолжает его создавать. Это парадокс эпохи, где алгоритм поощряет низкое качество, потому что оно вызывает больше реакций. Эксперты говорят об этом открыто: Джейсон Кеблер, соучредитель 404Media, назвал ИИ «реально мощным спамом». Адам Бумас из Garbage Day заметил: эти видео созданы исключительно для привлечения внимания, без творческой или образовательной цели.
Молодежь, используя слова «брейнрот» и «слоп», демонстрирует, что они понимают проблему, даже когда становятся её частью. Это критичность в условиях экономического давления. Это реалистичное восприятие цифрового мира, где идеалы часто встречаются с суровыми фактами.
Старшее поколение и ИИ-лексика

По данным Аналитического центра НАФИ (сентябрь-октябрь 2025), ситуация со старшим поколением серьезнее, чем может показаться. Индекс цифровой грамотности остановился в развитии и имеет 71,4 баллов из 100 возможных. При этом люди старше 55 лет отстают по всем параметрам. У них ниже уровень знаний в коммуникационной грамотности и заметны пробелы и в навыках решения проблем в цифровой среде.
Кроме того, старшее поколение испытывает трудности с информационной грамотностью, цифровой безопасностью и созданием контента. 45% людей старше 55 лет чувствуют себя уязвимыми перед интернет-мошенниками, 77% хотели бы улучшить свои цифровые навыки. Каждый третий боится отстать от технологий и остаться в изоляции. Гендерные различия тоже существуют, например, женщины старше 55 лет чаще нуждаются в поддержке. Особенно в информационной грамотности и создании контента. Однако в цифровой безопасности женщины немного впереди мужчин, но обе группы слабы в этой компетенции.
Мотивация старшего поколения кардинально отличается от молодежи. Молодежь хочет управления, а старшее поколение хочет независимости. Но вот что их их сближает, так это желание чувствовать себя уверенно и самостоятельно. Люди хотят справляться с бытовыми задачами сами. Запись к врачу через интернет, оплата счетов онлайн, получение госуслуг через портал. Страх изоляции, ограниченный доступ к общению, услугам и покупкам играют большую роль. Государство также должно развивать цифровую грамотность, считают 36% старших (против 29% молодых).
Интересный момент: молодежь демонстрирует высокую лингвистическую компетентность в общении со старшими. 90% молодых людей переходят на понятный язык при разговоре с пожилыми. 43% меняют стиль общения в зависимости от ситуации. Они осознанно используют две системы коммуникации. С друзьями — полный «ИИ-язык» со всеми техническими терминами, со взрослыми — компромисс. «Это просто низкокачественный контент» вместо «это полный слоп». «Компьютер прибегает к вымыслам» вместо «галлюцинирует». Это не значит, что молодежь «медленнее» думает, наоборот, это показывает их способность адаптироваться. Они знают оба языка и переключаются между ними. Такую компетентность часто недооценивают взрослые, но это ценный навык в мире, где поколения живут в разных информационных вселенных.
Когда ИИ влияет на сами слова: механизмы языковых изменений

Лингвисты выделяют несколько механизмов, через которые ИИ влияет на язык. Первый механизм — неологизация. Новые явления требуют новых слов. «Промпт», «слоп», «галлюцинация» (в контексте ИИ) — это новые слова для новых реалий. Молодежь не могла использовать старый словарь для описания новых явлений. Язык должен был измениться.
Второй механизм — архаизация. Старые слова получают новое значение. «Бот» раньше означал робота, теперь это ИИ-помощник в чате. «Сеть» раньше была просто рыболовной сетью или сетью магазинов, теперь это нейронная сеть. Слова переживают возрождение в новом контексте. Третий механизм — когнитивная метафоризация. «Галлюцинация» нейросети — это прямой перенос термина из психологии. ИИ не видит галлюцинаций, но генерирует ложные утверждения с уверенностью. Метафора помогает молодежи понять явление: как человек в состоянии галлюцинации, ИИ видит то, чего нет.
Четвертый механизм — стандартизация. ИИ-модели обучаются на текстах, использующих одни и те же выражения. Когда молодежь взаимодействует с ИИ, она бессознательно перенимает эти речевые модели. Исследование МГУ (2025) показало: пользователи ИИ начинают говорить так же, как ИИ.
Сравнение с историей языка показывает масштаб происходящих изменений. В 1990-х годах «баг» и «софт» были компьютерным жаргоном профессионалов. В 2000-х «лайк» и «репост» были инструментальной лексикой соцсетей. В 2010-х «мем» и «тренд» стали культурной лексикой интернета.
Но в 2020-х ИИ-лексика отличается фундаментально. Впервые технология влияет на самоидентификацию молодежи. «Я говорю о промптах» — это не просто знание инструмента. Это заявление о принадлежности к поколению, которое принципиально иначе взаимодействует с миром. Слова-«нейросеть» и «ИИ» были признаны словом года 2025 (по версии портала «Грамота.ру»). Это официальное признание того, что произошел языковой сдвиг. Язык отражает реальность, которая (в случае молодежи) теперь пронизана ИИ. Вопрос в том, как реагировать на этот сдвиг и как его направить. Язык не портится, а живет, и ИИ-лексика — это его живой организм, адаптирующийся к новому миру.
Что скрывается за «брейнротом» и «слопом»?

Слова «брейнрот» и «слоп» появились не случайно, они отражают глубокие тревоги молодежи. Первый уровень тревоги — усталость от контента. Молодежь ежедневно потребляет огромное количество информации, но не все это качественно. Большая часть — низкокачественный контент, часто сгенерированный ИИ. «Брейнрот» — это молодежное слово для обозначения психологического состояния. Это не просто лень или скука. Это активная деградация. Молодой человек осознает, что смотрит что-то бесполезное, знает, что тратит время впустую, но продолжает смотреть. Это состояние и получило имя «брейнрот».
Второй уровень — осознание загрязнения контента. «Слоп» (от английского slop — помои) — это контент, созданный исключительно для привлечения внимания. Обычно ИИ-генерированный. Без творчества, без смысла, без образовательной ценности. По наблюдениям NPR (август 2025), алгоритмы социальных сетей к несчастью поощряют слоп. Видеоролик, вызывающий шок или смех, получает больше просмотров. Алгоритм не различает качество и количество реакций, а молодежь видит эту механику и понимает, что система поощряет мусор. Поэтому молодежь часто создает слоп из экономических причин для этой самой системы. Это не творческое решение, а экономическая необходимость. Студент зарабатывает деньги на брейнроте. Можно критиковать его выбор, но нужно понимать контекст.
Третий уровень — психологический. Асинхронная коммуникация, характерная для интернета, позволяет молодежи потреблять контент на «автопилоте». Нет немедленного социального давления или необходимости реагировать в реальном времени. Молодой человек может просто скроллить, скроллить, скроллить… Его мозг не включен критически, контент проходит мимо, оставляя минимальный отпечаток. Это удобно для потребления, но вредно для развития критического мышления.
Эксперты, такие как Джейсон Кеблер и Адам Бумас, говорят открыто: это проблема дизайна. Платформы спроектированы так, чтобы максимизировать время пользователя, а не качество его опыта. ИИ просто инструмент для создания более масштабного мусора. Молодежь об этом знает и говорит об этом. «Брейнрот» и «слоп» — это не просто сленг. Это крик помощи в лингвистической форме, признание проблемы и одновременно участие в её создании.
Между поколениями: как находят общий язык

Сценарий, который наблюдается в российских семьях, неоднозначен. С одной стороны, молодежь осознанно переходит на язык взрослых, с другой стороны, взрослые медленно, но верно учат новый язык. Происходит адаптация, в которой молодежь демонстрирует высокую компетентность. 90% молодых людей переходят на понятный язык при разговоре со старшими. Они интуитивно знают, что «галлюцинация» нужно объяснять, что «слоп» может быть непонятен. Они переформулируют: «это плохо сгенерировано», «это неправда». Этот процесс происходит естественно, без напряжения. 43% молодежи активно меняют стиль общения в зависимости от ситуации, выражая уважение к собеседнику.
Взрослые тоже движутся: 22,9% родителей начали использовать услышанные от детей слова. Стратегия их адаптации интересна. Они выбирают эмоциональные слова: «кринж» (73,4% родителей знают), «вайб» (57%), «агриться» (40%). Они почти не используют технические термины типа «галлюцинация» или «токен». Это правильная стратегия: родитель, который никогда не разбирался в ИИ, но вдруг начинает говорить о «нейросетях» и «промптах», выглядит неловко. Родитель, который говорит «это кринж» и «вайб не тот», звучит естественно, ведь он просто использует слова для описания эмоций.
Что можно посоветовать для упрощения коммуникаций?
Молодежи: помните о темпе освоения у взрослых. Не ускоряйте объяснения, наоборот, постарайтесь уточнить, всё ли понял собеседник. Используйте метафоры и примеры из реальной жизни, признавайте опыт старшего поколения. Можете попробовать объяснять понятия через понятный им контекст, аналогии, активно пользуйтесь синонимами. Попробуйте использовать модные слова для описания какой-либо ситуации из известного литературного произведения или старого фильма. Со временем это будет напоминать головоломку для разминки мозгов.
Взрослым: изучайте 5-10 ключевых слов, которые использует ваше поколение. Не высмеивайте молодежный сленг — это естественное развитие языка. Вспомните, как ваши родители реагировали на ваш сленг. Помните, что молодежь осознанно переходит на ваш язык в 90% случаев. Это значит, они вас уважают и хотят быть понятными.
Влияние на русский язык

Мнение лингвистов ясно: это не кризис, это эволюция. «Нейросеть» вошла в список слов года 2025. Портал «Грамота.ру» включил в шорт-лист «промпт», «слоп» и «брейнрот». Это официальное признание того, что эти слова заслуживают лингвистического внимания. Они не исчезнут завтра и, возможно, укоренятся в языке. Может быть, в другой форме или с измененным значением, но они останутся. Русский язык адаптирует новые реальности через новые слова. Это происходило с «интернетом», с «компьютером», с «видео». Язык гибкий, он живет, а ИИ-лексика — это его живой организм.
Процесс стандартизации через ИИ имеет долгосрочные последствия. ИИ-модели обучаются на текстах с повторяющимися выражениями. Молодежь, взаимодействующая с ИИ, перенимает эти выражения. Через 5-10 лет эти выражения могут стать стандартом. Фраза «давайте разберемся» часто генерируется ИИ. Через несколько лет эта фраза может стать столь же устоявшейся в молодежной речи, как «типа» или «как бы» в речи предыдущих поколений. Или она может стать мемом, как те же забавные предложения «Хотите, я составлю вам план по…» от нейронки.
Развитие событий может пойти несколькими путями. Оптимистичный сценарий: ИИ-лексика обогащает русский язык новыми способами выражения. Появляются новые нюансы, новые метафоры, поколения находят общий язык через смешивание старой и новой лексики. Молодежь и взрослые говорят на одном языке, но с разными акцентами. Язык становится более гибким и адаптивным.
Пессимистичный сценарий: ИИ-лексика вытесняет традиционные слова. Молодежь теряет навык полнотекстового выражения. Все сводится к аббревиатурам и сокращениям, поколения становятся еще более отчужденными в языке. Теряются способности описывать сложные явления.
Реальность: вероятно, произойдет комбинация обоих сценариев. Как было со всеми языковыми сдвигами в истории. Часть слов останется в языке (как «интернет» остался). Часть отомрет или изменит значение. Общая тенденция к цифровизации языка необратима.
Немного рекомендаций

Итак, что делать? Так сказать, отлично! Давайте составим план по грамотному обращению с ИИ-лексикой!
Шутка, никаких планов мы не будем составлять, потому что у каждого всё происходит индивидуально. Мы можем лишь дать рекомендации, чтобы молодёжь не погрузилась в пучины брейнрота, а старшие не чувствовали себя брошенными.
Молодежи можно посоветовать использовать ИИ-лексику ответственно, помня, что язык влияет на мышление. Если вы используете только сокращения, ваше мышление может стать клиповым. Сохраняйте навыки анализа, читайте полные тексты (а лучше и художественную литературу), пишите полные тексты. Не позволяйте алгоритму решать, что вы думаете. Продолжайте рефлексировать и создавайте качественный контент, даже если алгоритм его не поощряет.
Родителям: учитесь и не осуждайте. Новые слова — это не признак деградации языка. Помните собственное отношение к сленгу в молодости? Считайте, сейчас то же самое. Спросите ребенка, что означает слово, использовав это как повод для разговора. Помните, что молодежь осознанно переходит на ваш язык в общении с вами. Многим молодым людям может быть приятно постараться объяснить старшим значение некоторых слов.
Политикам и педагогам: нужны программы цифровой грамотности для старшего поколения. Не технической грамотности — именно цифровой грамотности. Люди должны понимать, как работают алгоритмы, как защитить себя, как критически оценивать информацию. Нужна медиаграмотность для молодежи, которая должна понимать, что хорошо сгенерировано ИИ и что нет. Как не попадать в ловушку алгоритма и создавать качественный контент. Цифровой разрыв не исчезнет сам, он требует активного вмешательства.
Заключение
Цифровой разрыв — это не барьер, это возможность. Молодежь, которая осознанно переходит на язык взрослых в 90% случаев, показывает свою готовность к диалогу. Взрослые, которые начинают использовать новые слова, показывают свою открытость к изменениям. На этом основании можно построить настоящее понимание между поколениями. ИИ-лексика — это не проблема. Это язык, на котором молодежь рассказывает взрослым о своем мире.
Вопрос не в том, будут ли эти слова использоваться в 2030-х. Вопрос в том, готовы ли мы как общество слушать друг друга. Готовы ли молодые люди учить пожилых, и готовы ли взрослые учиться. Готовы ли мы построить язык, в котором есть место как «промптам», так и «письмам», как «лайкам», так и «одобрениям». Как сокращениям, так и полнотекстовым рассуждениям. Если ответ да, то ИИ-лексика становится мостом между поколениями. Если ответ нет, то она становится еще одним символом отчуждения. Выбор за нами.





