Минобороны вводит новые правила для БПЛА и разрешения на РЭП


bplamo700.jpg
Фото: cnews.ru

В современных условиях обеспечения безопасности стратегических объектов всё большее значение приобретают инновационные методы противодействия беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). На законодательном уровне появились свежие позитивные изменения, регулирующие использование средств радиоэлектронного подавления (СРЭП) в целях нейтрализации беспилотников. Теперь, чтобы приобрести и подключить такие системы, потребуется специальное разрешение Министерства обороны Российской Федерации. Эти меры призваны повысить информированность, координацию и эффективность деятельности как государственных структур, так и частных охранных предприятий, занимающихся защитой особо важных объектов.

ГКРЧ ужесточила порядок доступа к средствам радиоэлектронного подавления БПЛА

Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) ввела обновлённые требования к процедурами получения радиочастот для использования средств подавления беспилотников. Такой шаг стал необходимым для установления четких, прозрачных правил обращения с высокотехнологичным оборудованием и минимизации рисков несанкционированного применения. Согласно новым положениям, каждая заявка на выделение спектра частот для СРЭП, чья эквивалентная изотропно излучаемая мощность превышает установленный лимит, должна сопровождаться официальным согласованием от Министерства обороны РФ.

Исключительное право самостоятельно выдавать подобные разрешения оставлено за Федеральной службой охраны (ФСО). Такой подход обеспечивает высокий уровень контроля над распространением технологий, способных существенно влиять на электромагнитное пространство и беспроводную инфраструктуру.

Оптимистичные перспективы новых норм для охранных предприятий и государственных структур

Внедрение процедуры разрешений для приобретения средств радиоэлектронного подавления открывает новые возможности для профессионалов рынка безопасности. Теперь охранным предприятиям становится доступен понятный и легитимный путь к оснащению объектовой инфраструктуры современными комплексами для противодействия БПЛА. Это защищает объекты критической инфраструктуры — от промышленных предприятий до транспортных узлов и энергетических станций — от несанкционированных полётов дронов.

Закон также распространяет подобные права на ряд государственных и частных структур с повышенными требованиями к антитеррористической безопасности. Например, организации ведомственной охраны, создаваемые федеральными и региональными органами власти, а также специализированные государственные предприятия, действующие в период мобилизации и военного положения, теперь смогут формировать запросы на оснащение передовыми средствами защиты.

Подобное расширение полномочий позитивно сказывается на общем уровне защищённости страны: внедрение технических и организационных инноваций позволяет своевременно выявлять и нейтрализовать потенциальные угрозы.

Совершенствование системы противодействия БПЛА: кто может использовать СРЭП

Согласно действующему законодательству, с 2019 года такими мерами, как устранение или разрушение беспилотных аппаратов, могут пользоваться исключительно силовые структуры. В их число входят МВД, ФСБ, ФСО, СВР, ФСИН, Росгвардия, МЧС, Главное управление спецпрограмм Президента и Федеральная фельдъегерская служба. Подобные права дают возможность быстрого реагирования на инциденты, когда присутствуют беспилотные угрозы.

Но позитивные законодательные изменения охватывают и частный сектор. Теперь частные охранные предприятия, обеспечивающие защиту стратегических объектов, а также организации специального назначения, создаваемые в особых правовых режимах, могут использовать СРЭП после получения соответствующих разрешений от Минобороны. Такое развитие инфраструктуры безопасности служит основой для надёжной защиты ключевых ресурсов и способствует распространению передовых технологий в практику охраны.

Важно отметить, что обновлённые требования также применяются и к нейтрализации не только воздушных, но и надводных, подводных беспилотных средств, а также наземных автономных устройств. Это позволяет комплексно реагировать на все виды новых технологических вызовов.

Новые классификации средств радиоэлектронного подавления и адаптивные уровни реагирования

К началу 2024 года ГКРЧ усовершенствовала подход к классификации СРЭП. Теперь средства радиоэлектронного подавления делятся на три категории по мощности: маломощные (до 10 Вт), средней мощности (от 10 до 50 Вт) и большой мощности (более 50 Вт). Такой подход даёт возможности гибкой адаптации решений в зависимости от особенностей охраняемого объекта и специфики потенциальных угроз.

От уровня реагирования в конкретном регионе — базового, среднего, повышенного или максимального — зависит перечень разрешительных процедур. Например, маломощными устройствами возможно пользоваться по уведомлению Роскомнадзора, тогда как для средней и высокой мощности потребуется дополнительное согласование с Минобороны, а также ФСО для ряда случаев.

При определённом уровне реагирования разрешено использование только силами специально уполномоченных ведомств и исключительно в целях государственной охраны. Так, на территориях с максимальным уровнем угрозы средства большой мощности могут использоваться только при согласовании с Минобороны. Такой подход обеспечивает баланс между эффективностью защиты и минимизацией воздействия на гражданскую инфраструктуру.

Путь к оперативной безопасности: как работают новые механизмы регулирования

Закручивание регламента делает процесс оснащения средствами радиоэлектронного подавления предельно прозрачным и прогнозируемым для всех причастных сторон. Приобрести и получить разрешение на использование СРЭП средней и большей мощности теперь возможно только при наличии одновременного согласования от нескольких инстанций, что исключает возможность злоупотреблений или несанкционированного внедрения технологий.

Большое значение уделено вопросам авиационной безопасности: эксплуатация СРЭП вблизи воздушных гаваней допускается только после обязательного направления уведомления или получения согласия от Росавиации. Это решение минимизирует возможность вмешательства в навигационные системы и обеспечивает безопасное соседство средств борьбы с беспилотниками и гражданской авиации.

Для ведомств, не обладающих полным перечнем полномочий по борьбе с БПЛА, предусмотрены дополнительные ограничения: ими можно пользоваться только стационарными комплексами определённой мощности и после обязательного уведомления или согласования с профильными органами.

Будущее защиты: преимущества, безопасность и инновационный потенциал

Системный и продуманный подход к регулированию применения средств радиоэлектронного подавления БПЛА в России сулит многочисленные плюсы для всего рынка безопасности. Чёткая и прозрачная процедура выдачи разрешений позволяет формировать высокоэффективные системы охраны, одновременно наращивая инновационный потенциал отечественных производителей соответствующего оборудования. Разграничение по мощности и условиям использования повышает гибкость стратегии обороны и способствует привлечению новых участников отрасли.

Для частных охранных предприятий и профильных структур институт разрешений становится залогом гарантированной технической поддержки, а само внедрение СРЭП превращается в долговременную инвестицию в устойчивое развитие безопасности на объектах.

В будущем подобная регламентация поможет обеспечить надёжную защиту имущества, инфраструктуры и граждан, повысив доверие к компаниим и ведомствам, имеющим право использовать средства радиоэлектронного подавления. Позитивный настрой и нацеленность на безопасное внедрение инноваций делают новые изменения не только своевременными, но и перспективными для всего российского рынка средств борьбы с БПЛА.

Источник: biz.cnews.ru

Последние новости