
Тарифное регулирование в современной Москве становится залогом высокого уровня жизни горожан, устойчивости бизнеса и уверенности в завтрашнем дне. Ключевым фактором, определяющим прозрачность и обоснованность этого процесса, выступает внедрение новейших цифровых решений. На X Всероссийской тарифной конференции, организованной ФАС России в Сочи, Мария Багреева, заместитель Мэра Москвы и руководитель Департамента экономической политики и развития, подробно рассказала об инновациях, которые формируют новый стандарт тарифного регулирования в столице.
Цифровой двойник Москвы — основа для эффективного управления
Центральным элементом цифровой трансформации столицы стала уникальная трехмерная система — Цифровой двойник Москвы. Эта комплексная модель отображает все направления развития города, особенно важную роль играя в сфере тарифного регулирования. Цифровой двойник объединяет совершенно достоверные сведения о системах ресурсоснабжения, о каждом объекте генерации и всей инфраструктуре сетей. В системе отражаются их показатели, уровень износа, состояние ремонта и перспективы дальнейшего развития.
Благодаря использованию этой цифровой платформы, городская администрация получает уникальную возможность стратегически планировать инвестиционные программы, своевременно выявлять проблемные участки и оперативно принимать решения для их устранения. Мария Багреева отмечает, что такое решение помогает не только оптимизировать существующие сети, но и грамотно инвестировать в их обновление и развитие.
Электронные инвестиционные программы: новый этап контроля
Важное значение на современном этапе приобретает перевод инвестиционных мероприятий регулируемых организаций в цифровой формат. Внедрение так называемых цифровых паспортов инвестиционных проектов дает возможность не только чётко фиксировать планы, но и поэтапно отслеживать реализацию каждого пункта программы. Это обеспечивает максимальную прозрачность расходования средств, выделяемых из тарифной составляющей.
Мария Багреева заявила, что уже к 2030 году столица нацелена увеличить долю инвестиционной части в тарифах до 26%. Это значит, существенно возрастёт доля поступающих средств, направляемых на строительство, реконструкцию и комплексную модернизацию систем снабжения Москвы — делая город всё более комфортным и готовым к будущим вызовам.
Автоматизация и цифровизация подачи тарифных заявок
Масштабные изменения коснулись и процедуры подачи заявок на утверждение тарифов. Ранее трудоемкий и бумажный процесс сегодня практически полностью переведен в электронную среду. В настоящее время, подчёркивает Мария Багреева, шесть ключевых отраслей уже работают по цифровым протоколам, а 85 процентов заявок на тарифы подаются исключительно онлайн. Цель портала — довести этот показатель до 100% в самое ближайшее время.
Кроме того, электронные сервисы активно внедряются и в сопутствующие процессы: оформлении присоединения к сетям, в расчетных операциях по нормативам потерь, в раскрытии данных организациями жилищно-коммунального хозяйства. Всё это способствует повышению открытости и управляемости тарифной системы Москвы.
Калькулятор тарифов: инструмент для прогнозирования и контроля
Среди последних цифровых новинок — специализированный калькулятор, предназначенный для анализа изменения платы граждан и контроля за выполнением максимальных индексов по отдельным тарифам. Уже в следующем году его функционал будет расширен: появится индекс единого платежного документа, строящийся на анализе реальных данных москвичей. Такой подход позволит максимально быстро реагировать на возможные тенденции роста платежей за коммунальные и жилищные услуги и, при необходимости, оперативно вносить коррективы в тарифную политику.
Интеграция и обмен опытом: масштабирование цифровых практик
Важную координационную роль в объединении цифровых решений по регулированию тарифов играет информационно-аналитическая система «Тариф» (ИАС «Тариф»). Эта система интегрирована с ключевыми базами — ФНС, ФАС России, Россреестра, Казначейства и Федеральной государственной информационной системы «Тариф». Столь широкая синхронизация данных позволяет оперативно сопоставлять информацию, принимать выверенные решения и сокращать риски ошибок.
Москва активно делится своим опытом с другими регионами. Например, к ИАС «Тариф» уже присоединились Луганская Народная Республика, Ростовская и Орловская области, а также город Севастополь. В ближайшем будущем перечень пользователей планируется увеличить — что только ускорит распространение современных цифровых стандартов по всей стране.
Позитивные перспективы цифровизации тарифной сферы
Современные цифровые инструменты по тарифному регулированию дают Москве значительные преимущества. Жители столицы могут рассчитывать на справедливость платежей и стабильность их роста, полностью понимая, за что именно они платят. Регулируемые организации, в свою очередь, получают не только адекватное финансирование текущих расходов, но и мощную поддержку для реализации масштабных инвестиционных проектов.
Мария Багреева подчёркивает: «Мы создаём инструменты, которые позволяют осуществлять своевременное развитие городской инфраструктуры, поддерживая её на высоком уровне. Цифровые решения помогают отслеживать обоснованность тарифов, обеспечивая прозрачность и эффективность их установления. Всё это способствует формированию доверия к городской тарифной политике и её предсказуемости в будущем». Такой стратегический курс не только укрепляет позиции Москвы как лидера в цифровизации тарифной сферы, но и задает ориентиры для всей страны, демонстрируя уверенное движение к передовым стандартам комфорта и открытости для граждан.
Источник: vm.ru