
В Госдуме накануне нового учебного года активно обсуждают высокую загруженность учеников и возможность реформирования домашней работы. Председатель Вячеслав Володин обозначил проблему: дети тратят на учебу до 10 часов в день, о чем законодателям говорят родители. Политик анонсировал возобновление дискуссии осенью, включив темы пересмотра объема "домашки" и регулирования использования нейросетей для ее выполнения.
Сергей Миронов поддержал тему, предложив освободить выходные от школьных уроков и домашних заданий. При этом парламентарий высказался за сохранение определенного уровня самостоятельной работы, так как ее полная отмена, по его мнению, может снизить качество знаний.
Анна Скрозникова: Домашние задания нужны, но в новом формате
«Сохранение домашних заданий в привычном виде ведет к пустой трате времени учеников, учителей и родителей. Важно оставить самостоятельную работу, но в обновленном формате, развивающем ответственность и способствующем закреплению знаний», — подчеркнула депутат Госдумы Анна Скрозникова («Новые люди»).
По ее словам, полный отказ от "домашки" потребует кардинального пересмотра программ и системы оценивания. Скрозникова также отметила реальную проблему переполненности классов (30+ человек), где учитель физически не может обеспечить индивидуальный подход каждому. Без самостоятельной проработки материала, считает депутат, часть школьников неизбежно потеряет связь с учебной программой.
«Домашку» надо не убирать, а сделать посильной и осмысленной
Анна Скрозникова
Депутат Госдумы от партии «Новые люди», член комитета по просвещению
Она предложила конкретные меры: интегрировать часть привычных заданий в урочную деятельность, заменив формальные упражнения творческими и исследовательскими проектами с практической пользой. «Ключевой принцип — задания должны быть жизненными», — пояснила Скрозникова.
Депутат также видит потенциал в нейросетях как инструменте помощи в поиске и структурировании информации. Роль учителя, по ее мнению, научить школьников критически оценивать информацию от ИИ и дорабатывать ответы самостоятельно.
Голос педагога: Акцент на проектную работу и тайм-менеджмент
Педагог Андрей Бардо добавил, что загруженность учеников неоднородна: одни тратят минимум усилий, другие активно занимаются и помимо школы. Он подчеркнул важность обучения детей эффективному планированию времени, чтобы избежать авралов.
«Переход к проектной деятельности снизит потребность в списывании. Нейросети также могут стать перспективными помощниками в реализации идей, если грамотно определить их место в процессе», — оптимистично заметил Бардо.
Общественный резонанс: От критики до поддержки
Мнения в обществе разделились. Некоторые родители указывают на проблемы в системе. «Зачастую дело не в детях, а в педагогах, перегруженных отчетами и не успевающих качественно обучать или выстроить диалог», — считает одна из интернет-пользовательниц.
Анастасия (34 года) с содроганием вспоминает бесконечные учебные нагрузки в прошлом: «Вечные уроки, вечно голодная, а дома – гора заданий. И так без выходных. Детям нужно детство, а не бесконечные уроки и ссоры».
Почему нельзя дать ребенку отдохнуть и провести время с семьей?
Анастасия
Читательница
Мужчину Сергея поддержал аргументом о том, что иногда причиной загруженности становятся чрезмерные внешкольные активности по инициативе родителей.
Ученики же в основном приветствуют саму идею сокращения "домашки". Выпускник Андрей называет ее объемной и бесполезной, отмечая повсеместное списывание. Девятиклассник Алексей подтверждает: «Нет мотивации трудиться, если проверка невнимательна. Нашел массу своих ошибок сам, которые учитель не заметил».
Я не вижу смысла делать домашнее задание, если его даже нормально не проверят
Алексей
Школьник
Он считает задания формальностью, добавляя, что загруженность школьников преувеличена.
А как вы относитесь к домашним заданиям в школах?
Меня все устраивает как естьСистему «домашек» нужно действительно пересмотретьОтменить уроки на дом — дети все равно их делать не будут
Источник: msk1.ru