Валерия Гершкович и команда СПбГУ раскрыли секреты формирования ложных воспоминаний

scientificrussia.ru
Фото: scientificrussia.ru

Психологи Санкт-Петербургского государственного университета во главе с Валерией Гершкович провели увлекательное исследование, посвящённое тайнам функционирования нашей памяти. Учёные пришли к удивительному выводу: когда человек старается объяснить себе либо другим причины собственных поступков и решений, его воспоминания могут частично искажаться или меняться. Такие случаи встречаются гораздо чаще, чем мы привыкли думать.

Как объяснения влияют на воспоминания

В ходе оригинального эксперимента специалисты СПбГУ внимательно изучили, как попытка рационализировать свои действия и выборы влияет на сохранение информации в памяти. Оказывается, чтобы оправдать свои поступки, человек порой невольно встраивает в рассказ новые детали, которые в действительности отсутствовали, либо забывает важные моменты. Подобные изменения способствуют формированию ложных воспоминаний, даже если изначально информация была воспринята верно.

Позитивные перспективы исследований памяти

Достижения коллектива Валерии Гершкович открывают перед современной наукой новые горизонты в изучении работы человеческой памяти. Эти результаты могут быть полезны для психологии, образования и даже правовой сферы, помогая понять, как поддерживать точность воспоминаний. Сегодня учёные СПбГУ вдохновляют дальнейшие исследования в этой области, мотивируя следовать принципам честности как по отношению к себе, так и к окружающим. Оптимистичный настрой команды способствует новой волне открытий, укрепляя репутацию Санкт-Петербургского университета как ведущего центра психологических исследований.

В современном обществе вопросы о природе памяти, механизмов принятия решений и формирования собственных убеждений становятся всё более актуальными. Учёные Санкт-Петербургского государственного университета провели инновационный эксперимент, который позволил по-новому взглянуть на процессы образования ложных воспоминаний и взаимодействие сознательных и бессознательных компонентов психики. Результаты данного исследования открывают перспективы не только для научного мира, но и могут принести практическую пользу специалистам-психологам и экспертам в смежных областях.

Как строился эксперимент: уникальный подход учёных

Для детального анализа психологических процессов специалисты СПбГУ пригласили 79 добровольцев обоих полов в возрасте от 18 до 54 лет. Всех участников разделили на две равные группы: одни выполняли задания индивидуально, другие работали в парах. Такой подход позволил исследователям провести сравнительное изучение происходящих психических изменений в разных условиях, выявить особенности мышления каждого сценария.

Эксперимент был разбит на три ключевых этапа. Первый заключался в оценке интеллектуальных способностей девушек по изображениям. Участникам была предложена шкала от 90 до 120 баллов, чтобы выразить своё субъективное мнение о предполагаемом интеллекте незнакомок, основываясь только на внешности. Такое построение задания помогло погрузить испытуемых в ситуацию свободного выбора — а затем отследить, как этот выбор трансформируется под воздействием внешних факторов.

Введение в заблуждение: новая перспектива на ложные воспоминания

На втором этапе специалисты провели тонкую работу с системой аргументации. Каждого участника приглашали объяснить выставленные ими баллы, чтобы учёные могли якобы узнать, какие критерии используют люди для оценки интеллектуальных качеств. Однако, основная цель заключалась в провокации знаменитого психологического феномена — слепоты к собственному выбору. Это состояние, когда человек не замечает, если его реальный выбор подменяется на другой, а затем начинает его защищать, считая своим.

Тем, кто работал индивидуально, вновь показывали фотографии с отметками, одна часть которых действительно соответствовала их первоначальным оценкам, а другая была изменена на противоположные значения без ведома участника. Например, если кто-то поставил высокий балл, на изображении вдруг появлялась заметка о низкой оценке — после чего человеку предлагалось объяснить такой выбор. Этот необычный ход позволил учёным проверить, насколько пластична память и как она реагирует на изменения в собственной истории решений.

Для участников, работавших в парах, задание тоже включало элемент сюрприза. Им сообщали, что нужно будет объяснить оценки своего напарника. В реальности же добровольцы увидели либо свои прежние баллы, либо противоположные им, но считали, что обосновывают чужую точку зрения, а не свою. Благодаря такому распределению ролей стало возможным изучение, влияет ли процесс аргументации без личной вовлечённости на формирование ложных воспоминаний.

Проверка памяти: возвращение к истокам выбора

Финальный, третий этап эксперимента был посвящён тому, чтобы понять, изменились ли воспоминания добровольцев о собственных оценках. Всем участникам вновь показывали те же фотографии и просили вспомнить, какой балл они установили в самом начале исследования. Таким образом учёные могли отследить, остались ли эти воспоминания неизменными или подверглись трансформации после манипуляций с аргументацией и введением противоположных оценок.

Для первой группы наблюдали, будут ли испытуемые теперь считать своими те отметки, которые на самом деле были им подброшены на втором этапе. Если человек вспоминал не свои реальные баллы, а изменённые, это подтверждало образование ложных воспоминаний. В случае второй группы, внимание было приковано к тому, примут ли участники за свои чужие позиции, которые им предлагались как якобы позиция партнёра.

Что показали результаты: удивительные выводы о памяти

Итоги эксперимента оказались весьма показательными. Существенное искажение воспоминаний обнаружилось только у тех, кто работал индивидуально и придумывал объяснения “своим” (на самом деле подменённым) решениям. Именно они начинали считать правильными и собственными те оценки, которые им показывали исследователи в качестве дезинформации. Интересно, что среди участников, которые думали, что объясняют чужие решения, такого эффекта практически не возникло. Они достаточно точно воспроизводили свои первоначальные оценки — независимо от того, как ярко и убедительно обосновывали ‘фальшивую’ чужую точку зрения.

Эти наблюдения позволили сделать важный вывод: формирование ложных воспоминаний не является естественным результатом любого процесса аргументации, а связано именно с убеждённостью в авторстве (когда человек считает, что это он сам сделал тот или иной выбор).

Психология когнитивного конфликта и внутренней гармонии

Возникает закономерный вопрос: почему люди склонны изменять собственные воспоминания в пользу новых обоснований? По мнению руководителя эксперимента, доцента Валерии Гершкович, причина кроется в природе когнитивного диссонанса — внутреннего конфликта между старым, подлинным выбором и необходимостью публично защищать противоположное решение. Такая ситуация доставляет человеку заметный психологический дискомфорт, бессознательно побуждая его “выравнивать” воспоминания, подгоняя их под новое объяснение. Это позволяет поддерживать ощущение логичности и целостности взгляда на события собственной жизни.

Если же обсуждается мнение другого человека, внутреннего конфликта не возникает. Человек рассматривает ситуацию как исследование чужой модели мышления и не принимает на себя груз личной ответственности за решение. Это объясняет, почему у испытуемых второй группы ложные воспоминания почти не возникали — их позиция оставалась неизменной, несмотря на внешние манипуляции.

Перспективы применения: наука, психология, правовая сфера

Вклад учёных СПбГУ оказался значимым не только в теоретическом смысле. Благодаря полученным данным, стало возможным лучше понимать различия между осознанными и неосознанными компонентами памяти, а также механизмами психологической защиты и самообмана. Эти знания весьма востребованы при работе со свидетельскими показаниями, в юридической практике, а также в психотерапии для людей, сталкивающихся с внутренними противоречиями и искажениями памяти.

Кроме того, результаты эксперимента открывают новые горизонты для противостояния ложным воспоминаниям и манипуляциям со стороны окружающей среды. Глубокое понимание психологических процессов, связанных с подменой собственных решений и воспоминаний, позволяет разрабатывать эффективные методы защиты от внешнего воздействия на память, укреплять личное восприятие событий и формировать устойчивую жизненную позицию.

Таким образом, исследование СПбГУ не только стало уникальным вкладом в область когнитивных наук, но и подарило обществу инновационные идеи по сохранению психологической устойчивости и подлинности жизненного опыта. Научные открытия в этой сфере способны улучшить качество жизни, сделать принятие решений более осознанным, а восприятие прошлого — более точным и устойчивым к внешним влияниям.

В ходе недавних исследований ученые выяснили, как формируются ложные воспоминания у человека. Этот феномен играет важную роль в понимании работы нашей памяти и может помочь в создании более эффективных методов восстановления или улучшения памяти в будущем.

Как мозг создает ложные воспоминания?

Ложные воспоминания — это события или детали, которые человек запоминает, хотя на самом деле они никогда не происходили. Причинами возникновения таких воспоминаний часто становятся как внешние факторы, так и внутренние особенности психики. Например, наше воображение или рассказы других людей могут непроизвольно «дополнить» реальные события, и эти дополнения мозг воспринимает как настоящие воспоминания.

Эксперименты показывают, что память не является «архивом» с абсолютно точной информацией. Каждый раз, когда мы вспоминаем событие, наша память может немного меняться: отдельные детали исчезают, а другие — дополняются. Этот процесс носит динамичный характер и активно реагирует на эмоциональное состояние человека или на культурный контекст происходящего.

Почему это важно для каждого из нас?

Понимание механизмов формирования ложных воспоминаний открывает новые горизонты в области педагогики и психологии. Специалисты уверяют, что, зная об особенностях нашей памяти, можно развивать навыки критического мышления, учиться отличать реальные факты от ошибочных впечатлений и эффективнее работать с информацией. Кроме того, такие знания полезны для профилактики стрессовых реакций и тревожных расстройств, связанных с памятью, а также в сфере юридической психологии для работы со свидетельскими показаниями.

С каждым годом открытия в области исследования памяти подтверждают, что человеческий мозг удивительно гибок. Это не только улучшает качество нашей жизни, но и поддерживает уверенность в собственных возможностях, даря вдохновение для новых открытий и личного роста.

Источник: scientificrussia.ru

Последние новости