Архитектурный гений Бразилии Лина Бо Барди представит выставку в «ГЭС-2»

Лина Бо Барди на мировой арене: переоткрытие архитектора в «ГЭС-2»

Архитектор Лина Бо Барди стремилась, чтобы «стены стали водой»
Фото: kommersant.ru

В московском Доме культуры «ГЭС-2» проходит уникальная выставка «Если бы стены стали водой», посвященная гениальному архитектору ХХ века Лине Бо Барди (1914–1992). Сегодня имя Лины известно и в Европе, и в США, но еще недавно величайшая представительница бразильского модернизма оставалась для многих загадкой. Однако именно благодаря ее работе архитектура начала дышать наравне с обществом, и в 2021 году — спустя почти тридцать лет после ее ухода — Бо Барди была отмечена «Золотым львом» Венецианской архитектурной биеннале за вклад в развитие мировой архитектуры.

Биография Лины — история преодоления стереотипов и смелых решений. Родившаяся в Италии Ачилина Бо уже с юности ощущала страсть к постройкам — несмотря на родительские возражения, она училась на архитектора. Работая в Милане, Лина открыла свою мастерскую, однако основной доход ей приносили иллюстрации для прессы. В 1946 году вместе с супругом, влиятельным критиком искусства Пьетро Марией Барди, Бо Барди переезжает в Бразилию. Именно здесь — в быстрорастущем Сан-Паулу — начинается ее новая жизнь архитектора-новатора. Первый яркий проект — знаменитый «Стеклянный дом», словно парящий на тонких опорах, наполненный светом и зеленью, воплотил идею открытости и слияния с окружающей природой.

Оскар Нимейер и Лина Бо Барди: два пути модернизма в Бразилии

В то время как прославленный Оскар Нимейер строил футуристическую столицу Бразилию — город-мечту для чиновников, Лина Бо Барди сосредоточилась на повседневности и жизни обычных людей. Ее архитектура всегда стремилась создавать не только стены, но и новые формы человеческих отношений. Вопреки отчужденности и иерархии традиционных музеев, Бо Барди в своих проектах искала демократичность и теплую, живую атмосферу. Создавая проект Художественного музея Сан-Паулу (MASP), она нашла блестящее решение: здание поднято на массивных пилотах, а под ним расположилась городская площадь — пространство для местных жителей, неотделимое от жизни города. Внутреннее пространство музея — без перегородок и условных границ — стало примером музея-диалога, открытого всем поколениям и культурным пластам.

Это максимально демократичный подход. Было важно, чтобы человек не чувствовал себя стертым или запуганным среди произведений искусства. Бо Барди заменила привычные «коробки» перегородок прозрачными панелями и неожиданными ракурсами. Посетитель мог сам выбрать маршрут, взгляд не ограничивался рамками — как не ограничивалась и фантазия архитектора.

SESC Pompeia: индустриальное прошлое превращается в культурное будущее

Особое место в творчестве Лины занимает проект SESC Pompeia в Сан-Паулу — ныне один из главных символов социальной архитектуры Бразилии. Старую фабрику, в прошлом выпускавшую металлические бочки, она бережно переосмыслила, превратив в мультифункциональное общественное пространство. Вместо стерильных интерьеров — подлинная индустриальная аура, бетонные конструкции и кирпичные стены. Здесь — не музей, а настоящий дом для горожан: с открытым бассейном, современной библиотекой, спортивными залами и творческими мастерскими. В SESC Pompeia воплощена мечта о пространстве, где каждый чувствует себя нужным и свободным.

Проект был новаторским — здесь впервые в Бразилии появилась искусственная река, протекающая по полу, словно соединяя здание с живописным ландшафтом за его пределами. Лина стремилась стереть барьеры между городом и природой, прошлым и настоящим. Именно в этом кроется живая энергия пространства: архитектура служит для людей, а не наоборот. Такая концепция удивительно близка возрожденному пространству «ГЭС-2», созданному Ренцо Пьяно, который подчеркнул исторические следы фабрики и открыл здание городу, оставив его душу нетронутой.

Лина Бо Барди и Ренцо Пьяно: переплетение традиций и инноваций

На выставке в «ГЭС-2» присутствует неожиданное чувство диалога и преемственности. Композиция, где творения Лины Бо Барди встречаются с изящной работой итальянского мастера Ренцо Пьяно, визуализирует культуру обмена и уважения к прошлому. Белоснежные пространства «ГЭС-2» наполнены светом, а старинные элементы электростанции сохраняют память о времени. Но в работах Лины всегда оставалось место спонтанности и необычной теплоты — ее здания не боялись несовершенства. Столы и стулья из простых досок, диваны из грузовой тенты — здесь важнее уют для всех, чем глянцевый блеск.

Объединяя в себе заботу о традициях и поиск нового, архитекторы показывают, как индустриальные заводы можно превратить в культурные центры, наполненные атмосферой дружбы и открытости. Да, богатая бразильская флора во дворе SESC Pompeia сильно отличается от скромных московских пейзажей, окружающих «ГЭС-2», но идея создания современного «дома» для всех остается одинаково актуальной. Оба архитектора бережно сохраняют прошлое, не боясь при этом двигаться вперед.

Архитектура для людей: уют вместо роскоши

В главном стиле Лины Бо Барди — принципиальное отторжение надуманного лоска. Ей ближе эстетика «бедной архитектуры»: открытый бетон, обнаженные кирпичи, деревянная мебель ручной работы. Она твердо верила, что пространство формирует общество, учит людей общаться и помогать друг другу. Ее проекты дышат теплом и свободой, а главное — привлекают горожан возвращаться снова и снова. В зданиях Бо Барди царит простота и функциональность, но отсутствие глянца не мешает им быть любимыми и уютными.

Когда Лина проектировала театры или концертные залы, она не считалась с условностями: если в старинных стенах выросло дерево — оно остается. Если рядом — невзрачный пустырь, в нем обязательно найдется место для площадки встреч. Диваны из ламината и тентовых покрытий собирали обычные рабочие, а не специально нанятые дизайнеры. В этом и заключалась философия Лины: здания должны жить жизнью города, быть доступны каждому, притягивать простотой и искренностью.

Вдохновляющее наследие: будущее архитектуры в традициях Бо Барди

Выставка Лины Бо Барди в «ГЭС-2» раскрывает ее наследие во всем многообразии, заставляет по‑новому взглянуть на роль архитектуры в жизни общества. Проекты Бо Барди — не просто радикальные концепции, а реальные решения, меняющие городскую среду. Сегодня, когда старые фабрики и производственные корпуса обретают новую жизнь по всему миру, пример Лины становится вдохновением для новых поколений архитекторов и урбанистов.

Опыт Бо Барди наглядно демонстрирует: архитектура служит мостом между прошлым и будущим, объединяет жителей и делает центры города открытыми для всех. Современные проекты, подобные «ГЭС-2» или SESC Pompeia, доказывают — возможно создать пространство, в котором уют соседствует с инновациями, а история встречается с мечтой. Смелость Лины Бо Барди, ее человеческий подход и отказ от напускной роскоши показывают, как любовь к городу может изменить не только его силуэт, но и настроение общества.

Источник: www.kommersant.ru

Последние новости