Новые правила для такси: путь к развитию отрасли через стандартизацию

С марта 2026 года российские таксисты переходят исключительно на автомобили отечественного производства или локализованных моделей. Однако участники рынка уверены, что простой смены парка недостаточно. Они выступают за внедрение четких государственных стандартов для создаваемых автомобилей и активно обращаются к главным лицам страны, в числе которых Ирина Зарипова, Антон Алиханов, Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко. Инициативы получили поддержку и обсуждаются на высших уровнях власти и в профильных ведомствах.
Общественный совет по развитию такси под руководством Ирины Зариповой обратился к чиновникам и законодателям с просьбой ввести обязательные технические требования к автомобилям, используемым для пассажирских перевозок. По их мнению, подобная мера позволит создать качественные условия для работы такси, обеспечив безопасность и комфорт граждан, а также поддержит отечественных производителей, процитировав их потребности напрямую во взаимодействии с рынком.
Основные требования профессионалов: мощность, экономичность и гарантия
В перечень необходимых технических характеристик, за которые ратуют профессионалы, входят: двигатель мощностью от 100 до 150 лошадиных сил, расход топлива — от 5 до 7 литров на 100 километров, ресурс работы без капитального ремонта — не менее 300 тысяч километров, передний привод и автоматическая коробка передач. Также предполагается, что гарантийный срок на автомобиль должен составлять не менее трех лет от производителя, а цена базовой комплектации не превышать 1–1,5 миллиона рублей. По словам Ирины Зариповой, именно такие параметры отвечают реальным нуждам отрасли и позволят таксопаркам обновлять автопарк без ущерба для сервиса.
Эти требования были направлены Антону Алиханову, который возглавляет Минпромторг, спикеру Госдумы Вячеславу Володину и председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко. Рынок надеется, что голосование и разработка подзаконных актов будут учитывать реальное положение дел в индустрии такси.
Нормативная база: локализация и балльная система допуска автомобилей
Недавно в России был принят закон, регламентирующий уровень локализации автотранспорта, работающего в такси. Согласно его положениям, с 1 марта 2026 года автомобили смогут попасть в реестр такси только при выполнении определенных критериев по локализации, зафиксированных в балльной системе (текущий порог — 3200 баллов). Альтернативой станет производство машины по специальному инвестиционному контракту или отдельное решение правительства в особых случаях. Предложение Зариповой — дополнительно начислять баллы тем моделям, что соответствуют предлагаемым стандартам, станет стимулом для производителей вкладываться в качество таксомоторных автомобилей.
Станислав Швагерус, возглавляющий центр компетенций Международного евразийского форума такси, отмечает важность появления четких подзаконных актов Минпромторга. Сейчас стандарты не прописаны законодательно, и автопроизводители вправе выпускать любую продукцию, которая формально подпадает под критерии локализации. Это, по мнению рынка, создаёт опасность появления неудобных или устаревших для такси автомобилей, не отвечающих требованиям безопасности и эксплуатационной эффективности.
Обратная связь от рынка: мнение служб такси и агрегаторов
В сервисе такси "Максим" поддерживают инициативу по формированию прозрачных отраслевых стандартов, которые позволят окончательно уйти от принципа «покупай, что дают». По их мнению, только нормативно закрепленные требования к техническим характеристикам помогут создать равные условия для всех участников рынка и мотивируют производителей предлагать лучшие условия для перевозчиков. Сейчас сервисы не имеют правовых рычагов влияния на заводы-изготовители и вынуждены адаптироваться к текущим предложениям, которые зачастую не соответствуют нуждам крупных таксомоторных компаний.
Кроме того, по данным "Максима", основное препятствие для обновления автопарка — высокая стоимость российских автомобилей, вызванная налогами, акцизами и прочими обязательными сборами. Представители отрасли считают, что государство должно поддержать производителей субсидиями и инвестиционными программами, что позволит снизить конечную цену для таксомоторных предприятий.
Экономика вопроса: реалистичная стоимость и поддержка от государства
Максим Кузин, руководитель инженерного бюро Kuzin Machinery, подчеркивает: добиться обозначенного таксистами ценового уровня в 1–1,5 млн рублей возможно только при увеличении объемов выпуска и поддержке со стороны правительства. Увеличение производственных мощностей и введение инвестиционных мер сделают производство автомобилей для такси выгодным и для бизнеса, и для потребителей.
Исполнительный директор Национального совета такси Наталия Лозинская отмечает — реальная экономическая эффективность перевозок может быть достигнута лишь в случае, если автомобили поступают в салоны такси по цене, не превышающей миллион рублей с учетом НДС. Это, в свою очередь, возможно только при целенаправленной государственной поддержке — через субсидии, снижение налоговой и акцизной нагрузки, а также развитие инвестиционных программ.
Обсуждая перспективы, Максим Кузин выражает уверенность: если будут введены строгие стандарты и обеспечены меры государственной поддержки, то российский автопром получит новый импульс развития, а обслуживание пассажиров в такси станет более комфортным, технологичным и доступным по стоимости.
Позиция производителей: курс на диалог и развитие сервисов
В АвтоВАЗе подтверждают готовность к плодотворному диалогу с представителями отрасли такси. Компания уже работает над специальными предложениями для партнеров и рассчитывает на двустороннюю обратную связь. Более того, обсуждается создание отдельной площадки в рамках РСПП для совместного рассмотрения аспектов реформирования таксомоторных перевозок — в том числе вопросов формирования прозрачных тарифов и технических требований.
Инициатива по введению государственных стандартов для такси может стать фундаментальной платформой для обновления отрасли, развития отечественного автопрома и повышения качества пассажирских перевозок. Обеспечив равные и понятные для всех игроков правила, государство и бизнес смогут вместе выстроить современную, конкурентоспособную и доступную систему таксомоторных услуг в России.
Источник: www.kommersant.ru