Впервые за десятилетия: Европа собирает оружейный кулак
Идея единого европейского оборонного фонда, способного перевернуть всю архитектуру безопасности на континенте, еще недавно вызывала споры и угрозу раздора. Но сегодня государства Европейского союза как никогда близки к формированию инструмента совместной закупки современной военной техники в рамках инициированной EDIP — собственной программы оборонной промышленности. Решение о запуске этого фонда рассматривается послами стран ЕС, и его скорое утверждение обещает повлечь за собой лавину политических последствий.
За кулисами дипломатических баталий преодолеваются последние барьеры: компромиссный проект документа, окончательный вариант которого ожидает финальное согласие, выработан после месяцев ожесточенных дебатов между ведущими державами Евросоюза. Франция, Германия, Нидерланды, Польша и Швеция оказываются в центре противостояния. В их руках — будущее европейской военной индустрии, практически рождающейся заново из-за событий на восточных рубежах Европы.
От кризиса к единству: как украинский конфликт стал катализатором EDIP
Изучая причины стремительной эволюции европейской оборонной политики, нельзя обойти стороной влияние неутихающего конфликта в Украине. Именно эта война превратила старые опасения в реальные угрозы, вскрыв чудовищный дефицит боеприпасов и обострив давние споры о зависимости Европы от импорта оружия из США или Южной Кореи. В 2024 году EDIP принимает осязаемые формы: теперь решается не только задача обеспечения собственных армий, но и попытка связать руками и ногами производителей и политиков в единой цепи поставок военного имущества.
Новая программа должна разорвать оккупационную зависимость от внешних игроков, укрепив самодостаточность Евросоюза: создать единый фонд, благодаря которому крупные сделки будут заключаться "оптом", а европейские производители получат гарантированный заказ и стимул к наращиванию оборотов. Но путь к компромиссу оказался полон ловушек.
Противоречия держав: кто и зачем сдерживал общий фонд EDIP
Еще недавно инициатива едва не захлебнулась из-за так называемого «синдрома неэффективности» — скептицизма в Германии и Нидерландах. Пример огромного постковидного фонда экономического восстановления, по-прежнему не освоенного и наполовину, натолкнул их на мысль: не повторится ли краха и в случае EDIP? 1,5 миллиарда евро — такова сумма, вокруг которой кипели страсти. Для одних стран это лишь капля в море, неспособная сдвинуть с мертвой точки парализованную промышленность. Для других — смелый старт в условиях затяжного кризиса.
Силы оказались примерно равны, и весомое давление оказала Польша, решившая ускоренно вооружаться средствами, закупаемыми преимущественно у США и Южной Кореи. Стремление включить в будущий фонд закупки американских ПВО Patriot столкнулось с решительным отпором Франции, требовавшей жестко ограничить количество неевропейских компонентов — не менее 80% вооружений должны быть произведены в ЕС. На это Германия, Нидерланды и Швеция парировали, предлагая снизить порог до 65%. Вузел сложности распутался только благодаря политическим торговым компромиссам.
Сделка столетия: детали общего военного бюджета Европы
В финальном варианте EDIP прописано: для доступа к €1,5-миллиардному европейскому военному фонду крупные производители обязаны гарантировать европейское происхождение не менее 65% комплектующих продуктов. Иностранные концерны могут рассчитывать на участие в закупках, только если строго выполнят жесткие нормы: передадут технологии на территорию ЕС, не установят никаких ограничений по использованию вооружения (включая запрет на реэкспорт или нацеленность против определенных стран) и согласятся с правом Еврокомиссии вносить изменения в критические виды техники — например, дроны.
Этот революционный подход разрушает прежние правила игры: теперь ни один иностранный производитель не навяжет собственные условия Союзу. Каждая страна-член ЕС, а также Норвегия с Украиной — получают право участвовать в распределении оборонных контрактов при условии, что доля внеевропейских компонентов в изделии будет минимальной (не более 35%). Впервые в истории широчайшее участие в таких программах открывается Киеву: Украина может не только получать современное оснащение, но и оказывать влияние на правила новых европейских военных закупок. Для польских, немецких, французских оборонных гигантов это шанс получить новый рынок, для Украины — реальную интеграцию в европейскую систему безопасности.
Перераспределить миллиарды: будут ли использованы неосвоенные средства ЕС
На этом фоне буквально гудит вопрос финансирования. Станет ли EDIP дополнительным обременением для бюджета Евросоюза или найдет неожиданные источники ресурсов? На кону — сотни миллиардов евро, так и не использованных в знаменитом Фонде восстановления. Европейская комиссия уже разрешила странам-членам направлять часть этих средств на оборонные нужды, но не определила, сколько именно будет выделено на милитаризацию.
Фонд восстановления продолжает хранить в себе более половины первоначальных €650 млрд. Не исключено, что часть этого резерва вскоре начнет перетекать в новые производственные линии танков, систем ПВО или беспилотников. Но как далеко зайдет эта реформа — вопрос остается пока без ответа. Власти ЕС опасаются перегнуть палку: политическая цена милитаризации очень высока и внутри самих стран Союза, где растет недовольство населения ростом военных расходов в ущерб социальным программам.
Реальные сроки: когда Европа получит первый результат
После близкого к единогласному утверждению соглашения послами, договор будет вынесен на голосование Совета министров, а затем начнутся труднейшие переговоры с Европарламентом. Ожидается, что первые реальные контракты, заключенные с крупнейшими концернами Германии, Франции и Швеции, могут быть подписаны уже в начальные месяцы 2026 года. Конфигурация нового военного блока формально может включить в себя не только основной круг ЕС, но и Украину — что станет совершенно уникальным шагом в истории европейской интеграции.
Самые тревожные сценарии пока не реализовались: отрицательное голосование или срыв переговоров с парламентариями поставили бы крест на грандиозных планах. Но стратегия, выбранная ведущими державами, уже сегодня ломает привычные системы координации вооружения и делает Европу новым военным полигоном соперничества с США, Южной Кореей и десятками иных поставщиков.
Напряжённое перемирие или старт гонки вооружений?
Создание единого оборонного фонда не только трансформирует будущее Европы, но и ставит под сомнение глобальный порядок, сложившийся после Холодной войны. Для США это тревожный сигнал — фактически независимый европейский оружейный рынок сильно ослабляет старый атлантический альянс. Для Польши, Франции, Германии, Нидерландов, Швеции и Украины — это маневр на выживание в эпоху стремительной милитаризации сопредельных держав. Впереди у европейцев еще много битв: за рынок, за стандарты, за контроль над технологиями. Судьба EDIP — эксперимент с высокой ставкой, исход которого способен коренным образом изменить расклад сил не только на континенте, но и далеко за его пределами.
В условиях растущего политического напряжения и фонящих эхо новых кризисов, каждое заседание Совета ЕС, каждая подпись под оборонными контрактами превращаются в интригу. Европа, спаянная страхом и амбициями, встает на пороге эпохи. Сумеет ли она консолидировать свою мощь — или останется в ловушке бесконечных торгов и компромиссов? Ответ появится уже в ближайшие недели, когда двери оборонного фонда откроются для первых участников.
Источник: www.kommersant.ru