Гойко Митич — легендарный вождь экрана от Карла Мая до DEFA

Актер до сих пор легко управляется с луком. Фото: Зураб ДЖАВАХАДЗЕ/TAСС
Фото: kp.ru

Хотя Гойко Митич не стал именит на весь мир, его имя вызывает особое восхищение в трех регионах: бывшей Югославии, восточной Германии и странах бывшего СССР. Родившись в Сербии, он обрел кинематографическую славу благодаря вестернам DEFA в ГДР, которые пленяли сердца советских зрителей. Знание сербохорватского, немецкого и русского открыло ему множество дверей и позволяет легко общаться с разными аудиториями.

От лыжни к кинопробам: Начало пути

Рожденный в 1940 году в деревне, юные годы Гойко прошли у бабушки с дедушкой, пока его отец воевал. Энергичный мальчик рос резвым – лазил по деревьям, овладел верховой ездой к шести годам. Поступив на физкультуру в Белграде, он мог стать учителем, но случай перевернул его жизнь. Во время съемок британского фильма "Ланселот и Гиневра", где он подрабатывал в массовке, его сходство с актером главной роли открыло путь в мир трюков и дублирования.

Мечта детства и роль второго плана

Загоревшись идеей, Митич принял приглашение в западногерманские экранизации индейских романов Карла Мая, которыми зачитывался в юности. Хотя истории о Виннету не сделали его звездой первой величины (его роли были эпизодическими), они стали важной ступенькой.

Кадр из фильма «След Сокола»

Случайность, изменившая все: Звонок судьбы

Поворотный момент наступил, когда киноделы из ГДР (студия DEFA) решили создавать собственные, социалистические вестерны. На пороге лыжной поездки Гойко услышал телефонный звонок. Несмотря на сомнения, он ответил. Режиссеры из "Югославия-фильм", проводящие кастинг, настойчиво требовали встречи. Бросив лыжи, Митич явился на просмотр – его природное обаяние и знание немецкого пленили гостей из Берлина.

Вот готовый текст с соблюдением всех ваших требований:

Ярким результатом творческого поиска стал фильм «Сыновья Большой Медведицы», снятый по роману талантливой писательницы из ГДР Лизелотты Вельскопф-Генрих. Права на экранизацию этой истории были легко получены, в отличие от произведений Карла Мая, которые на долгое время закрепили за собой продюсеры из ФРГ. Именно эта картина вознесла Гойко на вершину славы. После ее успеха он перебрался в Германию, где не только освоил немецкий язык в совершенстве, но и снялся в целой дюжине культовых вестернов! Продюсеры обратились к захватывающим романам Фенимора Купера и Томаса Майн Рида, экранизировать которые было проще простого. На экране Гойко мастерски перевоплощался то в легендарного Чингачгука Большого Змея, то в отважного вождя семинолов Оцеолу. А еще были роли грозных Черных Барсов, прозорливых Зорких Соколов и непоколебимых Твердых Скалов в фильмах на оригинальные сюжеты. Колоритные, благородные герои, сыгранные Митичем, сформировали у советских зрителей самый образ индейца и восприятие вестерна как жанра. Привычные голливудские эталоны, за исключением разве что «Золота Маккены», почти не достигали тогда советского экрана – как из-за разницы идеологий и строгих квот, так и по более прозаической причине дороговизны закупки за валюту.

«ТАБАКА Я БОЮСЬ С ДЕТСТВА»

Гойко Митич всегда проявлял завидную многогранность! Его фильмография пестрит разнообразием: харизматичные итальянские мафиози, пылкие испанские коммунисты, могучие римские гладиаторы, отважные американские астронавты и советские разведчики. Однако именно образы индейцев стали его визитной карточкой. Даже в театре он смог блеснуть, играя ключевого индейского персонажа в спектакле по «Пролетая над гнездом кукушки», что контрастировало с второстепенным положением героя в знаменитой экранизации. И конечно, он бесчисленное множество раз возвращался на сцену в любимом образе Виннету, того самого, что положил начало его звездному пути…

Кадр из фильма «Вождь Бело Перо»

Огромное желание понять настоящих индейцев однажды привело Гойко в их американские резервации. Он захватил кассеты со своими фильмам и поделился ими с коренным населением. Индейцы встретили его творчество с огромным энтузиазмом и организовали в его честь особый магический обряд. Во время обряда шаман спросил артиста о его «имени на языке природы», но Митич ответил, что такого имени у него нет. Шаман велел ему закрыть глаза: «Ты увидишь животное. Думай о нем». Гойко послушался – и перед его внутренним взором возник образ волка. Актер молча рассматривал его. И тогда шаман, словно читая его мысли, торжественно произнес: «Отныне ты – Волк»…

Несмотря на глубокое уважение к культуре индейцев, ритуальные элементы вроде трубки мира и табака вызывали у Митича стойкое неприятие. В одном интервью он признался, что сцена курения трубки осталась для него самым тяжелым съемочным опытом – ему пришлось сделать около двадцати дублей, чтобы добиться нужного результата. Воспитанный на четком убеждении, актер сохраняет решительное отвращение к табаку с юных лет. Толчком стала наглядная демонстрация бабушки: указав на темный свежий асфальт, она сказала: «Попробуй закурить – твои легкие изменят цвет на точно такой же!» Эта ассоциация засела глубоко: при виде человека с сигаретой Гойко до сих пор невольно представляет его почерневшие легкие, что вызывает у него сильный внутренний протест.

«`html

Здоровый образ жизни, безусловно, стал ключом к его прекрасному самочувствию и активному долголетию. Алкоголь он всегда употреблял очень умеренно – чуть пива или красного вина, но однажды, проснувшись среди ночи от мучительной головной боли, решил полностью исключить спиртное. Принципы ЗОЖ для него — норма жизни: «Я не допускаю переедания, ем ровно столько, сколько требует мой организм. Спорт — моя ежедневная привычка. Очень важно постоянно быть в движении! В Берлине, ставшем моим домом уже полвека назад, мне повезло жить у реки, что дарит возможность кататься на каяке. За покупками хожу только пешком, никогда не пользуюсь машиной ради коротких дистанций. Если встречи назначены в высоких зданиях, предпочитаю лестницу лифту. Каждое утро начинаю с бодрящего холодного душа перед завтраком… На завтрак иногда готовлю овсянку, но не ежедневно — она дает столь сильное насыщение, что активность становится сложнее поддерживать! При этом я с радостью знакомлю своих немецких гостей с яркой кухней Балкан: их искренний восторг при посещении и просьбы поделиться рецептами — лучшая похвала. А ведь это совершенно простые блюда, придуманные мною: взять ту же курицу — отварную или тушеную. Овощи же я добавляю с расчетом по времени, чтобы все сохранили свою форму и индивидуальный вкус. Так морковка остается морковкой, а картофель — картофелем, и ощущается каждый ингредиент в отдельности, не превращаясь в безликое месиво».

Даже прожив большую часть жизни — свыше пятидесяти лет — в Берлине, он не растворился в немецкой среде. «Все самое ценное от немцев я охотно беру: скажем, их удивительную организованность. Но сербом остаюсь навсегда. Порой именно я своим примером стараюсь деликатно показать немцам важность умения расслабиться и открытости, делать все, чтобы ощущение легкости сопутствовало нашим встречам!»

Самые Известные Фильмы

«Сыновья Большой Медведицы» (1966)

«Чингачгук — Большой Змей» (1967)

Дилогия «След Сокола» и «Белые волки» (1968-69)

«Оцеола» (1971)

«Текумзе» (1972)

Дилогия «Апачи» и «Ульзана» (1973-74)

«Братья по крови» (1975)

«Вождь Белое Перо» (1983)

Секрет Энергии и Оптимизма

Здоровые привычки — верный союзник на пути к бодрости и прекрасной форме даже в преклонные годы. Отказ от излишеств в еде и приверженность спорту создают крепкий фундамент. Ежедневные пешие прогулки по Берлину, утреннее купание в прохладной воде и плавание на каяке по реке заряжают энергией и жизнерадостностью. Умение ценить простые радости, вроде приготовления любимых балканских блюд для друзей и гордость за свои корни, несмотря на десятилетия жизни в Германии, добавляют душевного тепла. Его философия проста: впитывать лучшее от окружающих, не теряя себя, и делиться умением искренне наслаждаться каждым днем!

«`

Источник: www.kp.ru

Последние новости