В июне 1961 года советский зритель впервые увидел потрясающую экранизацию повести Александра Грина — фильм «Алые паруса», созданный режиссером Александром Птушко на студии Мосфильм. Этот фильм мгновенно завоевал сердца миллионов людей. Тем не менее, на момент выхода киночиновники скептически оценивали проект и даже предрекали ему провал, считая, что сказочная история не будет актуальной для зрителей.
Путь от запрета к триумфу на экране
Оригинальная повесть Александра Грина появилась в 1923 году и вскоре стала популярной среди читателей. Однако в Советском Союзе произведения автора были запрещены для публикации и репринта вплоть до середины 1950-х годов. Только с 1956 года его книги вновь получили право появляться на полках магазинов. Этот поворот открыл дорогу к новой жизни легендарной истории.
Вдохновленный отменой запрета, Александр Птушко, уже прославившийся работами «Илья Муромец», «Садко» и «Золотой ключик», загорелся идеей перенести «Алые паруса» на большой экран. Несмотря на признание многих картин режиссера, руководство Мосфильма воспринимало замысел с настороженностью. Драматичная и светлая мечта о любви казалась слишком легкой темой в эпоху борьбы за высокие идеалы соцреализма, и запуск проекта долго оставался под вопросом.
В конце концов, после внесения нескольких правок в сценарий, картине дали зеленый свет, но выделили самый скромный бюджет и низкую категорию проката. Мало кто верил, что «Алые паруса» вдруг станут зрительским хитом и займут место в истории отечественного кино.
Скрытые таланты и случайные встречи в поисках героев
Отбор артистов на главные роли оказался одним из самых непростых этапов. Александр Птушко без труда определился с кандидатомами для второстепенных персонажей, а вот выбор на главных героев Ассоль и Грея затянулся. Изначально роль Ассоль прочили яркой Людмиле Гурченко, прекрасно зарекомендовавшей себя в «Карнавальной ночи». Но режиссер рассматривал на главную роль и другую кандидатуру — малоизвестную на тот момент актрису Анжелику Маркач из Молдовы.
Случай вмешался в судьбу фильма, когда один из художников-постановщиков пригласил на пробы молодую Анастасию Вертинскую — дочь Лидии Вертинской, давней подруги его семьи. Девушка была совершенно не похожа на романтическую Ассоль: она пришла на кинопробы с короткой прической и в спортивном костюме, что не вызвало энтузиазма у Птушко и даже было воспринято как простое «блатное» сватовство со стороны ее матери. Тем не менее, ее отправили к гримерам, надели парик, легкое платье — и режиссер был поражен чудесным перевоплощением. Вскоре Анастасию рекомендовали художественному совету, и девушка получила свою первую большую роль на экране.
Василий Лановой и магия интуиции
К образу Грея подходили с не меньшим трепетом. Требовался артист, обладающий настоящим аристократизмом и внутренней чистотой. Ход кастинга был долгим, но когда на пробы пришел молодой Василий Лановой, режиссер сразу увидел в нем воплощение мечты. Артист с юношеским напором чувствовал, что именно ему суждено сыграть Грея. Интуиция не подвела: Лановой получил роль и смог наполнить экран невероятным обаянием своего героя, а дуэт с Вертинской был признан одним из лучших в истории советского кино.
От критики к народной любви: настоящая победа
Премьера «Алых парусов» вызвала неоднозначную реакцию. Критики посчитали сюжет слишком простым, в упрек актерам поставили некоторую театральность, а цветовое решение показалось слишком ярким и чуждым классической манере эпохи. Даже вдова Александра Грина, Нина, подчеркнула, что фильм довольно сильно отклонился от канвы оригинального произведения. Однако простые зрители, несмотря на отзывы специалистов, приняли ленту с большим воодушевлением. Картина подарила веру в чудо, а экранная пара Вертинской и Ланового быстро стала одной из любимейших у советской публики.
Яркие факты о создании «Алых парусов»
— Съемки фильма проходили одновременно сразу в нескольких местах, а образы Ассоль и Грея до сих пор цитируются в театрах и кино.
— Настоящие алые паруса для финальной сцены сшили вручную, а парусник специально доставляли на место съемок из другой области страны.
— Для многих участников съемочного процесса этот фильм открыл дорогу в большое кино: дебют Вертинской запомнился зрителям на долгие годы, а Лановой прославился как символ романтического героя.
— Несмотря на скромный бюджет, благодаря талантам команды проект стал невероятно красивым визуально — за это его ценят и нынешние зрители.
Вдохновение на все времена
Фильм «Алые паруса» Александра Птушко — это история веры в мечту и преодоления, напоминание о том, что даже в непростых обстоятельствах возможно создание настоящего чуда. Великая работа Анастасии Вертинской, Василия Ланового и всей творческой команды Мосфильма до сих пор вдохновляет новыми красками, а сама лента навсегда осталась символом светлой надежды и волшебства на экране.
Источник: dni.ru